Ещё одно важное условие хорошей домашней студии — качественный контроль над звуком.. Речь идёт об акустической системе (АС) и наушниках..
Есть целый сегмент рынка АС — профессиональные и полупрофессиональные мониторы1.. Они отличаются от обычных бытовых колонок тем, что выдают чистый, аутентичный звук и при сведении трека вы сможете слышать и влиять на неизбежные ошибки, возникающие в работе, а также более точно корректировать необходимые характеристики звука.. Обычные АС, в отличие от мониторов, созданы для того, чтобы слушать ЛЮБУЮ музыку было приятно, по-этому в них реализованы механизмы приукрашивания звука.. Например, они будут выводить хорошие высокие частоты если в прослушиваемом треке они значительно задраны и т. д.
Перед выбором и покупкой мониторов необходимо сначала разобраться с комнатой, в которой они будут располагаться и, при необходимости, подготовить её.. Иначе мониторы не будут отрабатывать свои характеристики и если и будет от них смысл, то ооочень невелик.. О звукоизоляции напишу в одной из следущих записок ибо тема довольно ёмкая..
Первое на что необходимо обратить внимание при выборе мониторов — это размер контрольной комнаты.. Т. е. если твоя комната размером 4×6м, нет смысла брать мониторы с 8-мидюймовым динамиком, достаточно будет и 5-6 дюймов.. Существует также условное разделение на мониторы ближнего, среднего и дальнего поля.. В домашних условиях наиболее оправданы конечно первые..
Также имей ввиду, что подключение мониторов в основном происходит посредством Jack’ов и/или XLR, по-этому предполагается наличие полупрофессиональной [как минимум] звуковой карты, а для удобного контроля над звуком — ещё и микшерного пульта.. Но пульт не обязателен..
Мониторы бывают активными или пассивными.. Второе означает, что встроенного усилителя не предусмотрено и его нужно будет покупать отдельно.. Ситуации могут быть разными, но я советую брать мониторы активные.. Ещё один важный момент — направленность фазоинвертера.. Если он расположен на задней стенке монитора — за счёт лишних отражений от стены, вопроизводимый звук может быть некорректным, что также сказывается на процессе сведения..
Вот стандартная схема расстановки мониторов в комнате, от которой следует отталкиваться:
Следует добавить что мониторы не рекомендуется устанавливать близко к углам комнаты и расстояние от них до стен должно быть не менее 40 см.. Также оптимальным будет вариант расположения мониторов в вертикальной плоскости на уровне головы продюсера.. Для реализации этого существуют специальные стойки с прорезиненной поверхностью для минимизации возникающих вибраций..
Вот некоторые распространённые модели студийных мониторов:
Adam A5:
KRK VXT6:
Behringer MS16:
M-audio SP-BX8a:
Tapco S5:
Теперь о наушниках.. Вопреки распространённому мнению, наушники в студийной работе используются довольно редко.. В основном это запись, накручивание искомого звука, контроль над мелкими деталями трека и работа ночью или в моменты когда соседи полдня что-то сверлят и долбят:) Основная работа всегда проводится на мониторах..
Наушники бывают закрытого, полуоткрытого и открытого типа..
Закрытые не пропускают внешние шумы и обеспечивают максимальную звукоизоляцию, что позволяет использовать их в шумных средах, а также в тех случаях, когда необходимо полностью сосредоточиться на прослушивании.. При плохом прилегании амбушюров (чашечек) у закрытых наушников ухудшается воспроизведение низких частот, поэтому у закрытых наушников с дужкой давление, производимое ими на голову, как правило выше, чем у открытых.. Полуоткрытые обладают многими свойствами открытых наушников, но при этом обеспечивают приличную звукоизоляцию.. А открытые частично пропускают внешние звуки, что позволяет достичь более естественного звучания..
Скажу сразу: наиболее удобные открытые, но всё таки для работы в студии рекомендую закрытые наушники.. Вот наиболее распространённые модели, используемые профессионалами:
Sennheiser HD 280 PRO:
AKG k271 studio:
Sennheiser HD 650:
M-audio Studiophile Q40:
Выбирать наушники следует не только исходя из их технических характеристик [в профессиональном сегменте они практически одинаковы], а ещё и учитывая фактор удобства.. Найди время на то, чтобы пробежаться по магазинам твоего города и померять/послушать интересующую тебя модель..
И помни: не работай в наушниках на высокой громкости и обязательно делай перерывы каждые 25-30 мин — «посадить» слух легко, а на его восстановление может понадобится больше суток.. Известны даже случаи когда слух возвращался лишь частично [фильм «Всё из-за Пита Тонга» описывает похожую ситуацию].. Не шути с этим!!
Кстати, есть достаточно мощный ресурс, посвященный наушникам — doctorhead.ru, зайди, там есть что почитать:)
1от слова мониторить (контролировать)..