Привет! Давно, ооочень давно хотел написать записку о компрессии, о том как пользоваться компрессором, где нужно применять компрессор, а где нет и т. п., но всё никак не получалось к теме компрессии подступиться — достаточно непростая и весьма объёмная тема.. Черновиков, признаюсь, удалил не меньше трёх:)
Всё дело в том, что тема компрессии, пожалуй, в наибольшей степени является точной «наукой», чем, допустим, сведение в целом, запись, аранжировка или любая другая часть процесса создания трека.. Поэтому я решил приберечь силы для более вольных тем и дать тебе уже написанное до меня на мой взгляд лучшее руководство по компрессии, которое мне когда либо доводилось видеть или слышать..
К сожалению, автора не знаю, нашёл где то на просторах Интернет:) Я, где посчитал нужным, внёс свои поправки для большей наглядности и доступности материала.. В общем, погнали:
Статья очень сильно ориентирована на практику, содержит массу примеров всевозможных установок компрессора для получения того или иного звучания для основных инструментов участвующих в записи..
Тут нельзя забывать еще один важный момент, что все подобные статьи почти всегда ориентированы на людей работающих в реальной студии с живыми инструментами и музыкантами, а не на армию электронщиков, имеющих все в одной коробке под названием PC.. Я говорю все это к тому, друзья мои, что надо учитывать тот факт, что семплы, взятые с каких либо сэмплерных сборников на cd, как правило, изготавливаются в проф. студиях проф. звукоинженерами и уже там проходят необходимую обработку компрессором (ну и прочей дребеденью).. Поэтому их, как правило, не требуется больше обрабатывать, ну разве что немного, чтоб подогнать под звучание своего микса.. Или синтезаторы.. Их звучание тоже как правило не отличается большой динамикой, так что не стоит переусердствовать и в этом плане.. Вообще для электронной танцевальной музыки можно выделить несколько конкретных моментов, где необходимо применение компрессора.. Я рискну сделать это в рамках данной статьи основываясь на своем опыте.. Итак лично я применяю компрессор в следующих местах, так сказать:
1. Компрессируем бочку — обязательно, т. к. это часть ритмической основы и должна месить и качать..
2. Компрессируем бас (особенно если это семплы а не синт) — чтобы сделать его звучание более плотным и цельным..
3. Вешаем компрессор на мастер.. Но не просто компрессор, а 4-полосный компрессор, т. е. жмем все по частотам.. Я использую для этого Akai QuadComp.. Это из набора акаевских плагинчиков.. Дает очень хороший звук и есть хорошие пресеты как раз для мастера..
4. Ну и под конец, после того как мы уже все слили в вавку, еще раз легкая компрессия обычным компрессором, чтоб подбавить громкости и уплотнить еще раз весь микс.. Тут подойдет даже простой компрессор из SoundForge..
Вообще в качестве вст-плагина очень хороший компрессор — TC compressor/deesser из набора TC Native Bundle. Кстати этот набор применяется и на этой студии.. Так что…
Ну что хорош болтовни, пора к делу переходить.. Итак, читаем, вникаем, что не понятно спрашиваем — помогу, чем смогу..
Поехали…
Компрессор измеряет громкость входного сигнала и рассчитывает соответствующую громкость сигнала на выходе на единицу времени.. Насколько велика будет эта громкость зависит от пользователя, который может установить соотношение между входным и выходным сигналами.. В принципе компрессор должен выдавать тихие звуки с оригинальной (неизмененной) громкостью (соотношением 1:1), а громкие звуки с пониженной громкостью (соотношение 5:1).. Смыслом этого является возможность сделать музыку более громкой и насыщенной.. Разность громкостей между самыми громкими и самыми тихими звуками в записи уменьшается вследствие того, что громкие сигналы приглушаются сильнее, чем тихие (сужается динамический диапазон)..
Использование компрессора при записи вокала
При настройке нужно сделать все таким образом, чтобы все происходило без компрессора, и лишь затем включать его и устанавливать необходимый уровень компрессии.. Уровень порога срабатывания (далее «порога» или «пороговый уровень») нужно постепенно понижать, до тех пор, пока разница между тихими и громкими местами в пении не будет соответствовать необходимой динамике.. Если же вам нужна компрессия, едва заметная на слух, то лучше всего установить короткое время атаки (параметр «attack(time)») и среднее время восстановления (параметр «release(time)») (при большой атаке начинают выделяться шипящие звуки и предыхание).. Время атаки не должно быть слишком коротким, т. к. в этом случае взрывные звуки могут подвергнуться искажению, а общее звучание голоса станет неестественным.. С недавнего времени многие звукорежиссеры «выравнивают» разность громкостей с помощью автоматизации фейдеров.. Реальные пики голоса возникают на самом деле не в начале слога, а несколько позднее, на длинных гласных, которые должны быть затем лимитированы.. Поэтому время атаки следует делать более длинным, время восстановления — более коротким..
Если предположить, что диапазон громкости пения можно измерить по шкале от 0 до 127, то уровень порога нужно устанавливать таким образом, чтобы компрессор начинал срабатывать при громкости голоса 40.. Также предпочтительно наличие в компрессоре функции «soft knee»..
Золотые советы
1. Не используй возможность автоматической установки времени атаки и восстановления, т. к. результаты этого, как правило, не удовлетворительны..
2. Устанавливай данные параметры на слух..
3. Исходи из правила «20/200».. Установи время атаки на 20 мс (миллисекунд) а время восстановления на 200 мс.. Эти значения являются основными для большинства случаев применения компрессора.. Теперь слегка отрегулируй значения на слух, так что бы звучание тебе понравилось..
Источники ошибок
Слишком короткое время атаки может послужить причиной появления щелчков и неприятного эффекта «качания»: из-за громких сигналов, таких, например, как бас-барабан, общий уровень громкости будет постоянно понижаться, в следствие чего возникают ощутимые на слух колебания громкости.. Эффект «качания» может также появиться при слишком коротком времени восстановления или при слишком большом уровне компрессии (ratio).. В свою очередь слишком долгое время атаки и восстановления понижают общую эффективность компрессора..
Атака
Выбирай более долгое время атаки — от 10 до 100 мс, чтобы избежать возможного искажения низких частот..
Время восстановления
Устанавливай значения от 200 мс до 1 с.. Слишком короткое время может вызвать эффект «качания», резкий, неестественный звук.. Время восстановления лучше всего подбирать по длине звучания инструмента..
Основные советы:
1. Если сигнал слишком глухой, то после компрессии следует обработать его эксайтером или инхансером, что придаст прозрачность звучанию..
2. Компрессор нужно всегда включать перед эквалайзером..
3. Выбирая маленькие уровни значений порога срабатывания и уровня компрессии, ты добьёшься общего уплотнения сигнала..
4. Установив высокое ratio при небольшом пороговом значении можно добиться того, что отдельные инструменты или вокал будут находиться на относительно постоянной громкости, что способствует лучшему интегрированию сигналов в микс..
5. Среднее значение для порога срабатывания и маленькое значение для ratio, а так же уменьшение уровня сигнала на выходе, примерно, на 6 дб хорошо подходит для обработки суммарного сигнала..
6. Высокий порог и высокое ratio служат для ограничения общего уровня сигнала, что является классическими установками лимитера..
7. Незаметной компрессии можно достичь, установив среднее время атаки, которое затем можно аккуратно сокращать до появления первых искажений.. Если же после этого переместить регулятор снова немного вперед, то можно достичь идеального компромисса..
8. Если ты используешь компрессор скорее для общего формирования звучания или хочешь подчеркнуть установочную фазу инструмента, то в таком случае следует устанавливать более продолжительное время атаки..
9. При установке очень длинного времени атаки и восстановления можно добиться эффекта «Левеллинга» (Levelling), потому что компрессор в таком случае почти не реагирует на короткие пики и держит уровень сигнала на одном уровне.. Таким образом, можно сохранить кратковременную динамику музыки.. Обработке подвергнутся только долговременные изменения уровня громкости.. Долгое время атаки также выделяет взрывные и шипящие звуки (вокала)..
Специальный эффект компрессии
С его помощью можно придать довольно статичному звуку перкуссивный кик в атаке.. Для этого нужно выбрать высокое ratio (как минимум 1:10), время атаки от 5 до 10 мс.. Уровень порога срабатывания определяет силу кика.. Временем восстановления можно регулировать будет ли обработана каждая нота или только ноты сыгранные легато.. Уравнивание громкости через компрессию делает более четким изменения в составляющей обертона.. При этом такие низко звучащие инструменты как виолончель, тромбон и тенор-саксофон необычайно выигрывают звучании.. Также и для синтетических звуков открывается широкое поле экспериментов..
На сегодня всё, материала и так получилось довольно немало.. Но завтра продолжим, это была лишь первая часть:)
Хорошего дня!