Продолжаем разбираться с устройствами Ableton Live. Сегодня на очереди замечательный прибор — Beat Repeat. Большинство пользователей Live в своей работе его игнорируют, и сегодня я попробую привлечь к репитеру заслуженное внимание, показав, что данный девайс может быть полезен не только «лэптоп-диджеям» и разного рода глитчевикам.

Для начала покажу на простеньком примере что репитер делает. Вот оригинальный луп и этот же луп после простой, совершенно не автоматизированной обработки beat repeat'ом:

 
 

То есть, эффект Beat Repeat заключается в зацикливании и воспроизведении части исходного сигнала в соответствии с заданными параметрами. Давай посмотрим какие параметры доступны нам в этом приборе. Итак,

Параметры эффекта Beat Repeat

Прежде я описывал параметры девайсов Ableton Live в том порядке, в котором они расположены на самом приборе справа налево. В этот раз мне кажется логичным немного изменить этот порядок и начать с правой части репитера, отвечающего за вывод обрабатываемого сигнала.

Блок вывода

блок вывода beat repeat ableton live

Сверху блока вывода расположен простейший, привычный нам фильтр. Его активация не затрагивает оригинальный сигнал, фильтр работает только с обработанной репитером частью.

Ниже идут три режима вывода результата работы Beat Repeat:

  1. В режиме Mix на выходе одновременно воспроизводятся и исходный сигнал, и обработанный.
  2. В режиме Ins (insert) в моменты работы репитера исходный сигнал глушится, а воспроизводится только обработанный звук. Я работаю в основном в этом режиме.
  3. В режиме Gate исходный сигнал на выход не поступает совсем, мы слышим только результат работы репитера. Активирую этот режим только когда нужно убедиться, что прибор отрабатывает как задумывалось.
«Хозяйке на заметку»: Gate режим тоже интересная штука в случаях, когда тебе мало обрабатывать повторения только фильтром. Можно создать новый аудиоканал, закинуть в него репитер и другие интересующие эффекты и выбрать в качестве «донора» канал с сигналом, который нужно обрабатывать

Под режимами вывода находятся:
Volumeуровень громкости обработанного сигнала (чистый сигнал этим параметром не изменяется) и
Decay — параметр, отвечающий за затухание обработанного звука (по сути fadeout для повторений).

Хорошо, с выводом звука из Beat Repeat разобрались, переходим к самому интересному:

Основные параметры Beat Repeat

Верхняя часть основного блока параметров репитера — ни что иное как визуализация результата работы девайса с действующими в данный момент настройками. Классический квадрат, перейдём к параметрам.

Слева под визуализацией расположены базовые параметры:

базовые параметры beat repeat ableton live

Interval — этот параметр определяет как часто будет срабатывать репитер. Так, 1 Bar означает, что Beat Repeat будет захватывать исходный сигнал каждый такт. Интервал синхронизирован с BPM нашего проекта.

Offset — регулятор, позволяющий смещать начало запуска репитера на указываемое количество долей. Например, значение 2/16 будет запускать эффект, начиная с третьей доли такта.

Repeat — активация этой кнопки зацикливает захваченный сигнал до того момента, пока ты не деактивируешь кнопку. Если выходной параметр Decay, о котором я уже рассказал выше, выставлен в 0 — «заикание» будет длиться бесконечно. Изменение параметров Interval, Offset, Chance и Gate при этом недоступно.

Под блоком базовых параметров следуют ещё 2 интересных ручки:

chance & gate beat repeat ableton live

Chance — от значения этого параметра зависит частота запуска эффекта. К примеру, при Chance в позиции 0% эффект не будет отрабатывать вообще, а при 75% (как на картинке) — эффект сработает в 3-х случаях из 4 случайным образом.
Gate — определяет длительность работы репитера. Значение 4/16 означает, что эффект продлится 4 доли.

С этой частью Beat Repeat, надеюсь, всё понятно. Приступим к параметрам, наиболее влияющим на результат работы девайса:

Блок сетки

блок тактовой сетки beat repeat ableton live

Grid — собственно, задаёт длительность частиц, которые будут повторяться в результате работы репитера. Логично, что величина этого параметра пересекается с параметром Gate, поэтому при определённых настройках ты можешь не заметить результатов работы девайса.
No trpl (no triplet) — кнопка, позволяющая исключить триоли из сетки Beat Repeat-a. Я крайне редко деактивирую эту кнопку, но всё зависит от задачи, разумеется.
Variation — этот параметр вносит элемент случайности при формировании длительности повторяемых частиц. Если установлен в ноль — эта длительность всегда равна значению, указанному в параметре Grid в данный момент. Если больше нуля — значение Grid может меняться в соответствии с выбранным режимом из выпадающего списка под ручкой Variation:

  1. Так, в режиме Trigger рэндомизация длительности частиц будет напрямую связана с моментом запуска репитера.
  2. В режимах 1/4, 1/8 и 1/16 рэндомизация будет происходить в соответствии с выбранной долей. Чтобы понять как это работает, выбери режим 1/16 и послушай результат. Это будет очень быстрая смена длительностей прямо вот одна за другой в пределах одного повторения.
  3. Режим Auto — это ваще полная непредсказуемость длительности, такой абсолютный хаос:)

Под блоком сетки остался последний блок репитера Ableton Live,

Блок питча

блок питча beat repeat ableton live

Собственно, Pitch — позволяет задавать понижение питча повторяемых частиц. Не думаю, что здесь нужны подробности, поэтому двигаемся к последнему параметру:
Pitch Decay — здесь уже поинтереснее. Этот параметр опускает питч, отталкиваясь от значения питча предыдущей частицы, образуя своего рода «лесенку» понижения. Кстати, работает даже когда значение параметра Pitch равно нулю.

Вот и все параметры замечательного Beat Repeat. Не так уж он страшен и неподступен, как тебе казалось всего лишь 15 минут назад, правда?:) На самом деле, буквально час верчения ручек репитера на хорошо известном тебе лупе — и этот зверь приручён.

Не уверен, что после этого обзора у тебя остался вопрос для чего использовать Beat Repeat, но на всякий случай расскажу где его использую я. Да, разумеется, на каналах с ударными. Но слово бит из названия данного девайса, мне кажется, можно смело выбросить: он отлично вписывается и на мелодиях, и на перкуссии, и даже на мастере. Да-да, например, в треках bomb fix «party is over» (очень аккуратно) и «the elephants go to the north» beat repeat используется на мастер-канале. Экспериментируй!

Чтобы душа развернулась Анонсирован Reason 7