Саунд-дизайн (sounddesign или звуковой дизайн) – это работа со звуковыми эффектами, шумами, мелодиями, их создание и управление ими. Она активно используется в индустрии кино, на телевидении, в театре, при создании компьютерных игр. Выстрелы в фильме, звуки погони в онлайн игре, звуки оповещений в различных мессенджерах – все это заслуга саунд-дизайнера. В большинстве случаев они создают и изменяют ранее записанные мелодии и эффекты, но могут также создавать собственные композиции с нуля.

Что такое саунд-дизайн или дизайн звука?

Sound-designer – это специалист, который занимается созданием новых или адаптацией готовых звуков, музыки и шумовых эффектов, которые в дальнейшем используются в видео различных форматов и направлений. Ключевая задача в этой профессии – с помощью определенных звуков, наложенных на видеоряд, создать требуемую атмосферу и вызвать у зрителей яркие эмоции.

Именно звуковое наполнение является одной из основополагающих составляющих в сфере кинематографа, видеоклипов, компьютерных игр, мобильных приложений и разнообразных интерактивных программ. Благодаря аудиоэффектам удается погрузиться в происходящее – кино или онлайн игру, получить определенные эмоции и настроение.

Процесс звукового дизайна состоит из нескольких элементов:

  • живая запись и дизайн – этот этап состоит из записи звуков, использования звуковых библиотек и создания оригинального саунда;
  • редактирование и синхронизация созданных звуков с видео;
  • нарезка и микширование звуков для максимального эффекта и использование звуковых движков для их реализации;
  • микс саунд-эффектов – добавление звуковых эффектов к основным звуковым дорожкам.

Работа звукового дизайнера часто остается недооцененной, но от этого она не является менее важной. Медиаконтент широко используется во многих сферах жизни – даже при музыкальных оповещениях, издаваемых бытовой техникой. Шелест платья и другие звуки в фильме, озвучивание интерактивного приложения, объявлений в метрополитене и общественном транспорте – все это деятельность звукового дизайнера.

Где используется саунд-дизайн?

Саунд-дизайн активно используется в самых разных сферах жизни. К наиболее популярным и востребованным относятся:

Кинопроизводство – во время съемки фильма саунд-дизайнер может работать как над определенной частью, так и над всей звуковой дорожкой. Для этого они пользуются различными способами – создание ощущения внеэкранного пространства, применение техники звукового моста (переход звуков из следующей сцены в предыдущую), а также музыка для создания определенной атмосферы и эмоций у зрителей.

Театр – звуковой дизайн только недавно начал применяться в сфере театрального искусства. С его помощью звукорежиссеры и композиторы создают максимально сложные работы, позволяющие зрителю в полной мере погрузиться в мир театральной пьесы.

Пьеса – суть работы заключается в подборе саундтреков и разноплановых звуков, соответствующих сюжету пьесы. К задачам саунд-дизайнера относится установка и настройка звуковой системы, создание эмоциональной составляющей и акцентирование внимания зрителей на определенных моментах представления при помощи звуков.

Мюзикл – для максимального усиления звука звукорежиссура использует различные методы. К самым популярным относятся регулирование громкости, эквалайзеры, установка микрофонов и динамиков в определенном порядке. Главной целью саунд-дизайнера чаще всего становится поддержка заданного уровня звукоусиления и звуковой партитуры.

Музыка – обычно саунд-дизайнеры работают над общей атмосферой треков и добавлением эффектов, создающих общий звуковой образ определенной музыкальной композиции.

Мода – звуковые дизайнеры подбирают музыкальное сопровождение, которое в точности соответствует тематике, стилю и цветовой гамме модного показа.

Также саунд-дизайн широко используется при разработке компьютерных игр и мобильных приложений. При этом они не только должны соответствовать заданной тематике, но и определенным техническим требованиям – к примеру, не перегружать процессор и не занимать много места в памяти девайса.

Каковы необходимые и достаточные условия для того, чтобы стать саунд-дизайнером?

Для того, чтобы работать саунд-дизайнером и стать лучшим специалистом в этой сфере необходимо обладать следующими качествами:

  • умение работать со специальной техникой и владеть необходимым программным обеспечением;
  • хорошо развитый слух;
  • обучение в музыкальной школе;
  • умение находить общий язык с людьми и четко понимать поставленную цель работы;
  • творческая креативность и фантазия;
  • готовность экспериментировать и создавать что-то новое и креативное;
  • умение генерировать звуковые эффекты;
  • знание технических параметров звука и их соблюдение;
  • владение современными плагинами и программами;
  • идеальное знание современных трендов и направлений в музыке.

Профессиональному звуковому дизайнеру должна быть хорошо знакома программа для саунд-дизайна – Ableton Live, REAPER, Audiokinetic Wwise, Sound Forge, Pro Tools, AudioThing, Adobe Audition, Soundtoys, Sugar Bytes, EchoBoy, Looperator и Adobe Premiere Pro.

Основные элементы саунд-дизайна

В звуковом дизайне обычно используется несколько главных элементов, которые становятся основой для последующих звуковых дорожек. К ним относятся:

  • Фоли – такое название получило воспроизведения повседневных звуков, добавляемых к кинофильмам, видеодорожкам и другому контенту. С их помощью создается определенная атмосфера, на которой акцентируется внимание зрителя.
  • Музыка – основополагающий элемент саунд-дизайна. В сочетании с правильно подобранной партитурой она способна вызывать у зрителя мощные, яркие эмоции и переживания.
  • Эмбиенс – это окружающий шум, считающийся наиболее незаметным, но от этого не менее важным элементом саунд-дизайна. Выступает своеобразной «колыбелью» для остальных эффектов, формирующих звуковой ландшафт.
  • Голос за кадром – это может быть как персонаж, так и рассказчик или же автор произведения, рассказывающий сюжет истории.
  • Звуковой эффект – к ним относятся звуки, которые не существуют в реальности. Чаще всего используются при создании фильмов-фэнтези.

Наиболее важным компонентов саунд-дизайна считается микширование. Миксы играют очень важную роль, ведь они объединяют все вышеперечисленные элементы и обеспечивают гармоничную совместную работу.

Необходимое оснащение

Саунд-арт и саунд-дизайн требуют наличия специального оборудования, к которому относятся, в первую очередь, качественные записывающие устройства и микрофоны.

Требуемое оснащение:

  • Микрофоны – для звукового дизайна требуются специальные всеулавливающие устройства. Они имеют особую форму, благодаря которой способны воспринимать звуки, во всех направлениях.
  • Кардиоидный микрофон – это устройство с широкой диаграммой направленности предназначено для улавливания звуков только по бокам и спереди.
  • Однонаправленный микрофон – предназначен для улавливания звука исключительно в том направлении, куда направлен корпус аппарата.
  • Специальные программы и плагины – чаще всего саунд-дизайнеры пользуются Amped Studio, Pro Tools, Logic, GarageBand и QLab.

Также нужно учитывать, что заниматься саунд-дизайном можно только в специальной студии, оснащенной всем необходимым оборудованием и аппаратурой, к которой относятся микшерные пульты, микрофоны, эквалайзеры, компрессоры и специальные мониторы.

Как стать саунд-дизайнером

Чтобы овладеть профессией саунд-дизайнера необходимо сочетание отличного слуха, специального образования и обучения на специальных курсах. Освоение специальности состоит из нескольких пошаговых этапов:

  • Формальное образование – оно не является обязательным, но желательно, чтобы саунд-режиссер прошел обучение в кино- или театральной школе. Также это поможет приобрести массу важных профессиональных связей.
  • Стажировка без отрыва от производства в театральных или кинематографических компаниях позволяет молодых саунд-режиссерам получить бесценный опыт.
  • Развитие фантазии и креативности – незаменимые качества для звукового дизайнера и любого другого представителя творческой профессии.
  • Участие в онлайн группах и различных сообществах на тему звукового дизайна, объединяющих единомышленников.
  • Создание собственной звуковой библиотеки для привлечения внимания потенциальных заказчиков.
  • Прослушивание разнообразных музыкальных композиций, звуковых дорожек к кинофильмам, пьесам и мюзиклам.
  • Составление собственного резюме, которое обязательно пригодится в поиске работы. Для этого можно выполнять мелкие эпизодические заказы.
  • Работа фриланс над созданием и разработкой разноплановых проектов для получения ценного опыта, новых навыков и усовершенствования уже имеющихся умений.

Самое главное правило – запаситесь терпением и настойчивостью, ведь достижение мечты потребует немало сил и времени.

Share:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *