Чувство ритма – это врожденная способность, присущая каждому человека. Как и любые другие врожденные способности, его можно развивать, используя для этого различные методы.
Что такое чувство ритма
Чувством ритма называется способность человека любого возраста ощущать музыкальное время и события, происходящие на протяжении данного периода – то есть равномерное биение пульса с гармоничным чередованием слабых и сильных долей. Именно от ритма как от единого движения зависит скорость и темп музыкального произведения.
Развитие чувства ритма очень важно для детей и взрослых, ведь без этой музыкальной способности невозможно представить какую-либо музыкальную деятельность. Именно ритмические способности являются своеобразным умением активно чувствовать эмоциональную выразительность различных музыкальных произведений и воспроизводить его.
Для воспроизведения ритма как центрального, основополагающего элемента музыки применяются все разновидности музицирования – прослушивание музыкальных произведений, пение, музыкальные игры и разнообразные музыкально-ритмические движения.
Какие есть способы развития чувства ритма
Ритм в музыке – это эмоциональная, выразительная, художественно-смысловая и образно-поэтическая категория. Чувство ритма помогает развить интеллектуальные способности, ассоциативную фантазию, психическую устойчивость, мелкую моторику рук. Развитие чувства ритма у детей способствует становлению гармонично развитой творческой личности, что особенно важно для детей дошкольного возраста.
Развитие музыкального чувства ритма осуществляется различными способами:
- речевые игры и упражнения со звучащими жестами;
- игры на координацию речи с движением;
- ритмические игры;
- игры с палочками;
- ритмические игры с предметами;
- ритмические цепочки;
- ритмические партитуры;
- игра на музыкальных инструментах.
Один из наиболее эффективных способов формирования чувства ритма у дошкольников – элементарное музицирование.
Это любимый вид занятий для детей младшего возраста, ведь на основе обучения игре на музыкальных инструментах перед ними раскрывается полная палитра всевозможных музыкальных звуков, взаимоотношений и красоты их звучания.
Как развивать чувство ритма ребенку
Основная задача игры на развитие чувства ритма – сформировать у ребенка эмоциональный ответ на мелодию, развить его общую музыкальность, вкус и эстетическое восприятие мира, получить и закрепить коммуникативные навыки, а также помочь гармоничному развитию личности.
«Имя для игрушки»
Педагог рассаживает мягкие игрушки в определенных позах и порядке. Например, «Котенок грустил без друзей, но к нему в гости пришел Зайчик. Друзья сели за стол и устроили веселое чаепитие, после чего к ним пришла Лисичка».
Основная цель работы – предоставить ребенку возможность рассказать, кто же пришел в гости к Котенку и прохлопать в ладоши ритмическую формулу, состоящую из имен героев истории.
«Кто твой друг?»
В процессе упражнения на развитие чувства ритма воспитатель спрашивает у ребенка, кто его лучший друг. Малыш должен проговорить и прохлопать имя. Таким же образом можно использовать названия животных или же растений.
«Найди свою пару»
При проведении мастер-класса по развитию чувства ритма педагог располагает фотоснимки животных в одну колонку, во второй находятся изображения ритмов длинных слов. Малышу необходимо найти верный ритм, обозначив его карандашом или мелом яркого цвета.
«Эхо»
Воспитатель прохлопывает ритм, а ребенок должен повторять за ним тихим голосом, как эхо. Также можно разнообразить это упражнение – педагог с учеником одновременно простукивают какой-либо ритм, затем воспитатель его изменяет, а малыш должен почувствовать эту перемену и также ее воспроизвести.
«Танцующие матрешки»
Веселые музыкальные игры развитие чувства ритма особенно нравятся детям. Для этого упражнения потребуется две матрешки – большую берет педагог, маленькую ученик. После этого большая матрешка начинает «учить» маленькую танцевать. Для этого педагог простукивает определенный ритмический рисунок, а ученик должен повторить его своей матрешкой.
«Игра с карточками»
Игровые приемы могут проводиться с помощью специальных карточек, на которых изображены ритмические блоки. Ученики должны прохлопывать эти ритмы разнообразными способами. После этого ребенок раскладывает карточки и составляет ритм, а учитель должен прохлопать мелодию, составленную ребенком.
Как развивать чувство ритма взрослому
Для развития чувства ритма у взрослого человека применяется аналогичный принцип «прослушивания, анализа и повтора», но в более усложненной форме. Для развития ритмического чутья взрослым необходимо соблюдать несколько правил:
- слушать как можно больше разноплановой музыка, после чего стараться воспроизвести все услышанные мелодии с помощью голоса;
- играть на музыкальных инструментах с использованием метронома;
- воспроизводить разнообразные услышанные ритмические рисунки при помощи постукиваний или же хлопков;
- обучаться танцам, ведь это один из лучших способов улучшить свое ритмическое чутье;
- не забывать о работе с обучающими книгами, полезными статьями и самоучителями;
- инсценировать детские потешки, песни и стихи – это упражнение лучше всего выполнять вместе с детьми.
Эффективный вариант усовершенствования чувства ритма – игра на музыкальном инструменте в группе или оркестре, пение в хоре или же танец с парой. Для этого можно воспользоваться методическими упражнениями, представленными на youtube.
Развитие ритмического чутья требует усердности и целенаправленности. При правильном подходе первые положительные изменения можно заметить уже через несколько тренировок. Не стоит бояться сложных ритмических упражнений. Со временем даже новичок научится разбираться в них и в совершенстве овладеет ритмическим чутьем.