Продолжая тему интервью с интересными музыкантами, сегодня интервью с Aphex Twin:
Где ты сейчас находишься?
Зависаю с корешами в Шотландии. Один готовит покурить, а другой играет какие-то треки.
Первая вещь, о которой ты подумал сегодня?
Я в очередной раз думал о том времени, когда привычный нам мир перестанет существовать. Он кажется слишком большим, чтобы в один момент поменяться, но я не теряю надежды.
Что тебе нравится слушать по утрам?
Иногда я включаю радио. Обычно потому, что оно передает разное дерьмо, которое подталкивает меня что-то предпринять, чтобы это изменить. Если бы не радио, у меня был бы соблазн врубить что-нибудь послушать, но я предпочитаю ему не поддаваться, стремлюсь лучше написать что-то своё. Вот когда я чекаю емейл, то ставлю какие-нибудь экстремально нойзовые вещи, чтобы прочистить мозги.
Какая музыка играла у тебя дома в детстве?
Большей частью Radio 3, которое слушали мои предки. От моей младшей сестры: The Smiths, Velvet Undergroung, Foetus, The Jesus и Mary Chain… Не думаю, что мне что-то из этого нравилось. Кое-что, например The Smiths, я полюбил лишь когда повзрослел, из чувства ностальгии. Когда я думаю о Моррисси, то всегда улыбаюсь. Мне больше нравится слушать как он говорит, чем его музыка. У него поразительный голос, так что моя сестра с ним не ошиблась. Моему отцу нравились старые записи Спайка Джонса, с использованием ранних кассетных эффектов.
Какие звуки тебе нравятся?
Звуки ветра, дующего на разные объекты, так как сам по себе ветер беззвучен, его присутствие можно лишь ощутить. Я словил необычный озаряющий опыт в 17 лет после приема грибов: лежа один ночью посреди поля, я слушал, как ветер общается со мной, шелестя травой. Для меня ветер это нечто дарковое, непостижимое. Он живой, просто мейнстримовая наука еще не открыла этого. В тот момент я слышал все звуки заранее, как бы с обратным дилеем и возрастающим питчем, становившимся всё громче, пока собственно этот звук не происходил в действительности. Это полностью изменило моё восприятие времени и позволило мне осознать, что мы воспринимаем время лишь одним из доступных способов. Этот способ может и удобнее для нас, но не является универсальным.
Еще (наверное, потому, что мой отец был шахтером) люблю звук падающих в шахту камней. Я выбирал самые глубокие шахты и представлял, что булыжник долетает до центра Земли. В детстве, когда мы с отцом бродили по шахтам, он показывал мне совсем древние. Я рад был обнаружить несколько шахт здесь, в Шотландии, куда я вернулся после нескольких лет жизни в Корнуолле и Лондоне. Я люблю думать, что люди в состоянии пробурить всего каких-то 10 километров вглубь земли, а до центра планеты больше 6 тысяч километров. И это всё камень… в голове не укладывается.
Опиши свою музыку одним словом?
dflafgaozoushiduqwd
Чего стоит ждать от твоего нового альбома?
У меня готово шесть альбомов. Два очень некоммерческих, абстрактных, с модульными синтезаторами и записанными на открытом воздухе звучками — они были готовы еще четыре года назад. Другой, переделанный мной три года назад альбом называется «Melodies from Mars». Ещё один состоит из старых треков, которые я всё никак не закончу и постоянно меняю. И еще один — это тот, над которым я работаю в настоящий момент. Прибавьте к этому массу треков, которые не входят ни в один из альбомов.
Для кого ты пишешь музыку?
Если рассуждать поверхностно, то только для себя. Но я заметил, что моя музыка говорит со многими людьми и влияет на них прямо или косвенно. И это не удивительно, ведь мы все одно целое. Я не изолированный остров, а результат всего, что окружает меня на этой планете. Я не задумываю свою музыку для кого-то кроме себя, но я знаю, что её услышит много людей. Основной причиной, по которой я её создаю, является желание что-то изменить. Я не стремлюсь поддержать какие-то из уже существующих вещей, но иногда и это необходимо, чтобы двигаться дальше.
Что бы с тобой стало, если бы не музыка?
Я пытался не заниматься музыкой на протяжении долгого времени. Я опасался, вдруг я пишу треки лишь оттого, что не могу ни о чем другом подумать. Но вскорости я осознал, что это то, чему мне предначертано себя посвятить. Мне, на самом деле, многим нравится заниматься. Это то, зачем мы здесь — или помогать друг другу или творить; это наш божественный дар.
Опиши, как ты готовишься к гигу и что делаешь во время самого выступления.
Перед гигом могу выпить пару банок пива и съесть ровно столько, чтобы оставаться немного голодным. Я стараюсь быть как можно более естественным и продолжаю сохранять присутствие духа вне зависимости от своих эмоций, так как всегда что-то идет не так и существует риск потерять контроль и начать нервничать, но это ok — мне нравятся острые ощущения.
Меня напрягает дрыгаться и размахивать руками, но иногда «стаду» на танцполе приходится подсказывать что делать и как реагировать. Те инструменты, которые я использую в своих выступлениях, требуют концентрации, и я не собираюсь прикидываться, что это не так и куролесить как придурок, пытаясь заставить людей думать, что я прикладываю больше сил, чем на самом деле. Это тупость. Это мешает концентрации. Если кому-то нравится прыгать, отлично. Но фишка в том, что большинство исполнителей, которые это практикуют, притворяются или обманывают себя в том, что им нравится так себя вести.
Мне нравится то обстоятельство, что если ты излишне спокоен, каким обычно бываю я, то гораздо, гораздо сложнее заставить всех танцевать и безумничать, потому что толпа в своём поведении ориентируется на тебя. Зато если люди начинают бесноваться, я знаю, что это именно благодаря музыке. Если бы я орал в микрофон и колбасился бы сам, то толпа бы завелась мгновенно, но это чересчур просто и фальшиво.
Это случается оттого, что многие плохо воспринимают музыку саму по себе, считая её слишком абстрактной. Им требуется какой-то визуальный пример, как её надлежит воспринимать. Это напоминает мне, когда люди слушают мою музыку и говорят, что это бы могло служить крутым саундтреком к чему-нибудь. Это просто смехотворные и раздражающие меня высказывания. Жалкие заблудшие души!
Большинство исполнителей слишком неуверенны в себе, чтобы просто молча играть свою музыку. Им свербит прокричать что-то типа «поднимите выше руки» или «я вас не слышу». Зачем? Если я захочу воздеть руки к херову небу, то я сделаю это без чьих-то указаний — указчиков до жопы и за пределами пати. Когда я слышу, что со сцены спрашивают «вы хотите еще?», то хочу хорошо заплатить всем собравшимся, чтобы те хором ответили: «может, мы и ответим тебе попозже, а сперва посмотрим, на что ты способен». К тому же, я не хочу доставлять людям удовольствие от созерцания того, как я двигаюсь. С чего я обязан это делать? Им повезло, что меня вообще видно.
Ты суеверный?
Любую плохую примету я превращаю в хорошую примету: например, я взял за правило ходить под лестницами. Человек верит в то, во что хочет верить, всё просто. Если веришь в то, что что-то приносит неудачу, это всего лишь значит, что ты хочешь усложнить себе жизнь, но не хочешь это признать. Ты сам производишь удачу из того, во что веришь, и можешь менять её как тебе заблагорассудится. Нужно просто реально верить в это — не всем это удаётся. Я знаю, что каждый из нас потенциально мог бы заниматься всем, чем захочет, но нам не хватает вдохновения и главной причиной этого являются медиа, подавляющие человеческий дух. Смысл образования не в том, чтобы запомнить какие-то факты, которые кто-то считает важными, а в том, чтобы учить людей как думать и как стимулировать себя заниматься тем, чем хочешь, не нанося никому вреда.
Есть ли у тебя музыкальные враги?
Мне кажется, если у тебя есть враги в творчестве, то нужно задуматься, зачем ты вообще этим занимаешься. Это не соревнование. Смысл искусства в том, чтобы привнести в земной микс ингредиентов, которых там не было до тебя.
Есть ли такая песня, о которой сожалеешь, что не ты её написал?
Такого я никогда за собой не замечал, другое дело, что есть много музыки, после которой я сразу же хочу сделать что-то своё. Легко запутаться в условиях, когда основой творчества служит соперничество. Творчество не должно строиться на желании быть лучше, чем другие; его смысл в том, что бы делать то, чего до тебя никто не делал. Нам не нужно рассматривать это как состязание; это просто нечто благое, что украшает наши жизни и помогает нашему сознанию эволюционировать. Общество вынуждает нас конкурировать друг с другом; это ужасно и от этого непросто избавиться. Мы все можем быть победителями и быть счастливее в результате… но для этого, прежде всего, необходимо избавиться от денег как явления.
Когда ты чувствуешь себя счастливее всего?
Творя или находясь рядом с важными в моей жизни людьми.
Участником какой группы — прошлой или настоящей — ты бы хотел быть?
Я уже являюсь участником группы Земля: у нас шесть миллиардов членов, мы шумные и уже написали очень много песен.
Что пугает тебя больше всего?
Мой собственный разум, когда он не занят созданием музыки. Как и большинство людей, увлеченных чем-то, если я останавливаюсь, это может иметь разрушительные последствия.
Какую самую странную вещь ты читал про себя?
Что я странный. Когда тебя называют странным, это уже странно, потому что… можешь ли ты чувствовать себя странным, если делаешь то, что хочешь? Я не думаю. Странно — это когда люди не занимаются тем, чем должны или не делают ничего творческого или не заботятся ни о ком — вот что странно, потому что они не приносят пользу миру, что, в свою очередь, не приносит пользу им. Вот что странно!
Какую реакцию ты хочешь спровоцировать своей музыкой?
Я хочу, чтобы люди сами прокладывали свой путь в жизни и не следовали чужими тропами.
Во что ты веришь? Ради чего готов умереть?
Я верю в отсутствие контроля со стороны других. Это стоит того, чтобы за это умереть, хотя мы на самом деле не умираем, так ведь? Особенно те, кто умер ради правого дела. Людям нравится контролировать других, потому что им нравится творить, но это неправильная форма творчества. Гитлер, например, начинал как художник. Он стремился к признанию своих способностей, но не получил его или не нашел поддержки или не слышал поговорку про терпение и труд, которые всё перетрут. Мы не являемся готовыми продуктами среды, в которой живем, наш modus operandi формируется постепенно в зависимости от множества факторов.
Какая песня, ты бы хотел, чтобы звучала на твоих похоронах?
Это угроза? Я cыграю на твоих похоронах бесплатно, если кто-нибудь известит меня, когда ты откинешься.
взято с сайта guerrilla.ru