Небольшая предыстория. В 2016 году крупнейшая русскоязычная социальная сеть ВК ввела платную подписку на прослушивание музыки, параллельно проводя борьбу с пиратскими аудиозаписями. С этого момента уже можно смело говорить о том, что русскоязычная аудитория переходит в новую эру потребления аудиоконтента — стриминговую.

Естественно, ВК не единственный сервис для прослушивания музыки (помимо него есть ЯндексМузыка, Apple Music, Deezer, Play Music, Spotify, Youtube Music и множество других). Просто он наиболее массовый, поэтому именно после нововведений этой соцсети в нашей музыкальной индустрии стриминг стал повседневной реальностью

Почему это хорошо для слушателей? Потому что это возможность слушать любую музыку с любого устройства в любом месте. Не нужно в поисках нужного релиза сёрфить какие-то мутные сайты, качать, хранить и пересылать файлы себе на смартфон. Не нужно покупать альбомы: оплатив подписку, ты получаешь доступ к любому релизу любого исполнителя, а также индивидуальные рекомендации, благодаря которым ты узнаешь массу новой музыки.

Почему это хорошо для нас, музыкантов? Потому что это:

  • Защита своей музыки от пиратства;
  • Донесение своих релизов до слушателя в обход целой цепи посредников;
  • Расширение аудитории за счёт алгоритмов типа «похожая музыка» и попадания в редакторские подборки стриминговых сервисов;
  • Возможность дополнительного заработка (что особенно актуально для нишевых и андеграундных артистов);
  • Простота издания релизов (твоя задача сводится к работе над треками и обложкой, а раскладкой на витрины стриминговых сервисов, сборов статистики и заработков занимается цифровой дистрибьютор). Ты же, условно говоря, только жмёшь кнопку «опубликовать релиз».

Думаю, удобство самостоятельного издания своих треков очевидны. Хорошо, теперь к делу:

Как добавить свою музыку на стриминговые сервисы

Теоретически можно самому выкладывать релизы в айтюнс, ЯндексМузыку и ВК, но это слишком мудрёно, сложно и долго. Сейчас есть масса сервисов (которые по сути являются цифровыми дистрибьютерами), которые за небольшую плату или процент от продаж сделают всё за тебя. Именно этот способ я и рекомендую для независимых артистов.

Дистрибьютеров достаточно много и у каждого из них есть свои особенности. Не буду подробно останавливаться на каждом из них, разделю только по принципу работы с русскими сервисами (ВК и Boom, ЯндексМузыка) и способу оплаты (плата за релиз или год, получение комиссии).

Итак, первая группа дистрибьтеров, которые берут оплату за релиз или ежегодно:

  • TuneCore. Оплачивается годовой тариф, комиссии от продаж не берут (кроме прослушивания на YouTube, но ютьюб по такой схеме работает со всеми дистрибьютерами). Надёжный дистрибьютер, но в русском сегменте работает только с ЯндексМузыкой (в ВК не добавляют);
  • CD Baby. Надёжный сервис с широкими возможностями. Оплата один раз за релиз, за дополнительную плату есть работа с роялти и синхронизациями. Работает с ВК и ЯндексМузыкой;
  • DistroKid. Не сильно распространён у нас, так как не монетизирует ВК и ЯндексМузыку, роялти не собирает. Оплата ежегодная.

Подытожу: русскому артисту есть смысл выпускать музыку через CD Baby если у него уже есть широкая известность и уверенность, что стриминг будет приносить значительно больше, чем сервис просит за публикацию релиза.

Дистрибьютеры, которые берут свою комиссию от продаж:

  • Freshtunes. Этот сервис стоит немного особнячком, так как не берёт комиссии от стриминга вообще (зарабатывают на дополнительных услугах для музыкантов). Из других особенностей: выводить можно только суммы, кратные $25; русскоязычная техподдержка и интерфейс сайта; модераторы очень требовательны к качеству музыки и обложки; можно под одним аккаунтом выпускать релизы разных проектов;
  • ONErpm. Сервис берёт комиссию 15% от всех заработков кроме Youtube Music — за ютьюб стриминг берётся 30% (но, как я уже говорил, это «особый путь» ютьюба). Интерфейс сайта (почти весь) и техподдержка тоже русскоязычные, можно вести несколько артистов параллельно. Я пользуюсь именно им, поэтому процесс работы с ONErpm ниже опишу подробнее.

Кроме Freshtunes и ONErpm есть ещё Soundrop, Amuse, UnitedMasters, AWAL и другие. Но они не распространяют релизы в ВК и ЯндексМузыке, поэтому не актуальны для музыкантов, ориентирующихся на русскоязычных слушателей.

Почему я выбрал в качестве своего дистрибьютера ONErpm?

Я издаю релизы более чем под 5 псевдонимами. Все проекты разные, но объединены тем, что это непопулярная нишевая андеграундная музыка. К тому же, музыка — не является источником моих доходов. Поэтому вариант с оплатой за релиз или годовой оплатой мне не подходит.

Изначально планировал работать с Freshtunes, но первый же релиз, который я отправил им на модерацию, отклонили. Да, он был максимально экспериментальным (я специально выбрал для проверки материал пожёстче), а в ONErpm впоследствии его прекрасно приняли. Поэтому уже несколько лет издаюсь через него.

Вывод

Какой дистрибьютер подойдёт для твоей музыки? Ответить однозначно нельзя, могу лишь дать такой совет: если ты только в начале музыкального пути и «прощупываешь» свои возможности или занимаешься узконаправленной непопулярной музыкой — попробуй первое время издаваться бесплатно. Если понадобится, можно без особых усилий будет перенести изданный материал к другому дистрибьютеру.

Ну а если у тебя или твоей банды уже есть несколькотысячная растущая аудитория, а материал претендует на широкое распространение + есть свободные деньги, тогда лучше смотреть в сторону CD Baby.

Удачи!

Синтез ударных: snare drum Ableton Live 10. Что нового?