Как я уже упоминал в посте о формировании домашней студии, сейчас при создании музыки практически невозможно обойтись без специализированного софта — секвенсера или DAW (от англ. Digital Audio Workstation — цифровая станция для работы со звуком), в котором, собственно, и происходит вся музыкальная «магия»: запись, обработка, аранжировка, сведение и мастеринг аудиоматериала, а также синхронизация с аппаратными инструментами.

Предупреждаю сразу: ниже не будет подробнейших разборов функционала и перечисления фишек всех секвенсеров — хотя бы даже потому, что в одну запись блога уместить такой объём информации просто не реально. Но ключевые отличия и базовые опции наиболее популярных сейчас программ, по которым можно будет понять подойдёт тебе данная DAW или нет, перечислю.

Это может показаться странным, но качество звучания современных программ для создания музыки практически не различается, поэтому звук критерием для выбора не является. И если кто-то тебе говорит, что «звук в Лоджике круче, чем во Фруктах» — перед тобой просто один из фанатов Apple Logic или сотрудник отдела продаж.

Да-да, я абсолютно серьёзно. Секвенсеры не «подкрашивают» звучание, отличие в выводимом звуке может происходить лишь благодаря используемой обработке (штатных приборов или VST). Сомневаешься? Что ж, тогда могу предложить простой тест: возьми любой простой семпл, открой и пересохрани его в 2-х секвенсерах. Затем выведи эти сигналы в одном аудиоредакторе (например, в _Adobe Audition_) таким образом, чтобы один из семплов оказался в _противофазе_. В результате (сюрприз!) — будет тишина, которая говорит о том, что сигнал остался неизменным

Ладно, поехали:

Steinberg Cubase

cubase

Cubase — старейшая DAW (первая версия была выпущена в далёком 1989 году). Отчасти именно этим обусловлена её постоянная популярность, ведь когда только появлялись DAW, о которых пойдёт речь ниже, Cubase уже был мощным инструментом и успешно использовался в огромном количестве студий во всём мире.

Не могу сказать, что интерфейс программы дружественный (хотя, не исключаю, что это дело привычки), но возможности Cubase действительно очень широкие, вплоть до работы с нотами и создания миксов под аудиосистемы 5.1.

Работает на Windows, Mac OS. Лицензионную версию можно купить примерно за $550.

Apple Logic

logic

Нужно сразу отметить, что Logic работает только на операционной системе Mac. Из других особенностей: наличие автосохранения, хорошо проработанный инструментарий ударных, программные педалборд и ампы для гитаристов, работа с плагинами под Mac AU, гибкая работа с аудиоматериалом, его размерами, темпом и .т.д.

Я пробовал поработать с этой DAW лишь на компьютере друга (да-да, счастливый обладатель Windows 8), поэтому сказать больше о ней не могу.

Работает только на Mac OS. Лицензионную версию можно купить примерно за $230.

Cockos Reaper

reaper

Просто стремительнейшим образом набирающая в последние годы популярность DAW. Обусловлено это тем, что главной особенностью Reaper'a является его гибкость, которая выражается в огромных возможностях надстроек (как интерфейсных, так и системных). Ещё одна любопытная особенность — возможность создания и редактирования собственных плагинов, написанных на языке JavaScript.

Кроме этого, Reaper отличается от других DAW широкими возможностями маршрутизации сигналов, работой с видео, нетребовательностью к ресурсам компьютера и так далее.

Работает на Windows, Mac OS, Linux. Стоит порядка $225.

Avid ProTools

protools

Работает на Windows, Mac OS. Лицензионную версию можно купить примерно за $950.

Bitwig Studio

Bitwig Studio

Достойный претендент на основную DAW. И если бы по каким-то причинам мне вдруг понадобилось перейти с Ableton Live и Reason на другой софт, Bitwig наверняка стал бы первым экспериментом. Я как-то ставил себе демку и поигрался несколько часов — интерфейс и возможности наруливания звука оценил.

Работает на Windows, Mac OS, Linux. Лицензионную версию можно купить примерно за $300.

PreSonus Studio One

Presonus Studio One

Работает на Windows, Mac OS. Лицензионную версию можно купить примерно за $650.

Image-Line FL Studio

fl studio

Именно с помощью этой программы (правда, тогда она ещё называлась Fruity Loops) я сделал свои первые наброски. Эх, ностальгия:)

В отличие от первых версий, сейчас представляет собой вполне серьёзную станцию для создания музыки с шаговым секвенсером, пиано-роллом и микшером. Сложно назвать какие-либо отличительные черты кроме интерфейса, всё стандартно: в комплекте масса семплов и патчей к девайсам, оригинальных синтезаторов и эффектов, можно устанавливать и работать с нужными VST, соединять с другими аудиопрограммами по Rewire, сохранять результат в форматы .wav, .ogg, .mp3. По моим наблюдениям в ней работают в основном по привычке и из своего рода преданности.

Работает на Windows, Mac OS. Лицензионную версию можно купить примерно за $200.

Ну и напоследок, две DAW, с которыми я в основном работаю и о которых будет идти речь на «Nch-nch!» в дальнейшем:

Propellerheads Reason

propellerheads reason

Reason максимально выбивается из списка своих конкурентов. Во-первых, его интерфейс представляет собой рэковую стойку с инструментами и эффектами. Причём рэк настолько реалистичен, что для того, чтобы появился звук, нужно правильно подключить нужные провода. И уже даже только это очень круто! Во-вторых, подключить к Reason VST нельзя. В-третьих, (отчасти в следствие того, что нет VST) Reason по праву считается самой стабильной DAW из ныне существующих. Даже на слабом железе.

Также стоит заметить, что, помимо стандартных библиотек семплов, Reason использует собственный формат библиотек семплов и патчей, который называется Refill.

В силу кардинально иного подхода к реализации интерфейса, Reason на первый взгляд может быть непрост в освоении (хотя, если ты прежде имел дело с аппаратными семплерами, синтами и т.п. — то наоборот), но внимания заслуживает, точно тебе говорю.

Работает на Windows, Mac OS. Лицензионную версию можно купить примерно за $400.

Ableton Live

ableton live

Главной особенностью Live является то, что она одинаково удобна как для работы в студии, так и на сцене (причём подходит и для сведения dj-сета, и для живой игры одним человеком или группой). Несмотря на очень богатый функционал и неочевидные возможности, Live предельно прост в освоении.

В полной редакции (Ableton Live Suite) лично мне достаточно встроенных инструментов и эффектов чтобы практически _полностью отказаться от VST_. Работа с аудиоматериалом — просто на высоте. Помимо этого, в Live можно плотно интегрировать девайсы MaxForLive. Это очень удобно. Ну а если уж совсем не-в-моготу, — всегда есть Rewire.

Работает на Windows, Mac OS. Лицензионную версию можно купить примерно за $800. Скачать полнофункциональную версию в ознакомительных целях (пароль: nch-nch.ru): Ableton Live 9.7 Ableton Live 9.7

Аудиоредактор

Помимо основной DAW, очень удобно иметь отдельный аудиоредактор. Он будет использоваться для максимально простой работы с семплами, записи звука из видео, генерации шума и подобных действий. Может кто-то и обходится без отдельного редактора, но мне это кажется наиболее логичным и удобным способом работы с аудио: нарезаем и подготавливаем в редакторе, работаем с готовым материалом — в DAW.

Есть достаточно большой выбор программ для решения описанных задач, но мне больше всего нравится Adobe Audition CC, который, собственно, и будет упоминаться в записях этого журнала.

Его можно купить примерно за $265 или скачать бесплатно. Пароль к архиву: nch-nch.ru

Подведём итоги

Как видишь, основные различия современных DAW заключаются в подходе к реализации интерфейса программы и возможностях её настройки под себя. Но это действительно очень важный момент — именно интерфейс определяет насколько быстро и удобно ты сможешь проделывать нужные манипуляции со звуком.

Вывод: перед тем, как остановиться на какой-либо из DAW, нужно самостоятельно попробовать написать в ней пару набросков — это позволит понять комфортно ли тебе будет работать с данной программой или нет.

Как выбрать midi-контроллер Небольшие советы. Часть 1