В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
Библия. Бытие, глава 1

Хотел отложить эту тему, но решил, что более целесообразно будет немного нарушить хронологию подачи материала.. Нужно хорошо себе представлять из каких этапов состоит процесс саунд-мейкинга.. В общем, обо всём по порядку:

Процесс написания треков состоит из нескольких основных задач1:
сочинение основной темы
это те моменты, когда тебя «прёт» и мозг занят процессами, связанными с воспроизведением какой то мелодии или техникой получения определённых звуков.. Но это не догма — большое количество треков создаётся не на бумаге, «в голове» и т. д., а непосредственно в процессе.. Может при тестировании нового инструмента или midi-контроллера, может при попытках нестандартного использования эффектов.. В общем то вариантов дофига:)
запись
под записью следует понимать не только запись аудио-материала в линию или через микрофон, но и запись midi-треков программных или аналоговых инструментов и эффектов.. Перед записью партии инструментов по возможности тщательно «отшлифовываются», включается метроном [обычно если пишутся ритмичные партии по частям] и пишется или дорожка длинной во всю песню или частями [например: вступление, припев, куплет, какие нибудь переходы и прочее].. Если музыкантов несколько, более «живые» результаты получаются при одновременной игре всех участников, попеременно их записывая:)
создание композиции трека
записанный материал приводится в порядок и в какой то степени структурируется.. Т. е. создание композиции заключается в придании партиям инструментов и/или loop’ам из библиотек [или специально подготовленных в звуковых редакторах] определённого «скелета» со вступлением, развитием, развязкой и концовкой.. Надеюсь, доступно объяснил..))
аранжировка
на этом этапе происходит более кропотливая работа с существующими в миксе инструментами и добавляются новые элементы.. Например, создаётся атмосфера и добавляются перкуссия и FX.. Цель аранжировки — создание ощущения завершённости трека и вкрапление интересных музыкальных ходов и решений..
сведение
о сведении написана не одна сотня хороших статей и отснят не один десяток видеоуроков и курсов, но это далеко не предел — будут ещё и ещё.. И, что самое интересное, не менее хорошие..)) Это можно объяснить тем, что этап сведения тоже весьма творческий процесс, но более остальных может быть систематизирован и подвержен заключению в логические рамки..
Говоря простым языком, сведение [ударение на вторую «е»] — это смешивание дорожек микса, цель которого создание громко звучащего трека с максимально чистым звуком и слушабельно заполненными панорамой и частотным спектром, в котором все инструментальные партии и вокал отчётливо прослушиваются.. Более подробно сведение будет описано мной в одной из следущих записок..
мастеринг
как я вижу по многим форумам — мастеринг для огромного количества начинающих продюсеров является магическим и наполненным неким сакральным смыслом делом, секреты которого передаются от отца-музыканта его сыну или случайно проболтавшимся любопытному новичку гуру..))) Споры в стиле настоящий мастеринг может сделать только профессиональный инженер на офигенно дорогущей студии, а в Ризоне (Лоджике/Лайве/ФрутиЛупс) — никогда — по-моему самая любимая тема для холиваров после Лоджик круче Кубейса..)) Скажу сразу — обычно этим занимаются именно начинающие продюсеры, а более опытные — в это время пишут один из своих треков в одной из обсуждаемых программ, не задумываясь [ну почти:)] о мастеринге..
Дело в том, что многие путают мастеринг со сведением.. Отсюда и происходит непонимание..

Мастеринг [ударение на первый слог] — это подготовка сведённого микса к его изданию.. Обычно заключается в сглаживании артефактов трека [если таковые имеются], усилении уровня громкости и расширении стереобазы.. Основные усилия нужно приложить на этапе сведения, т. к. из плохо сведённого микса невозможно при помощи мастеринга сделать конфету.. А вот добавить лоска хорошо сведённому — как раз и есть его цель:)

Весь процесс создания трека может занимать две ночи, пачку сигарет и 38 грамм кофе, а может затянуться и на месяц или даже на несколько лет.. Бывает и такое:) Я считаю так — если приходится работать над одним треком, прилагая неимоверные моральные и физические усилия, то его время ещё просто не пришло и есть смысл остановиться и вернуться к нему через какое то время, занявшись другим проектом.. Хотя может и, наоборот, получиться отличный трек с массой интересных деталей.. Правил быть не может, всё исключительно индивидуально, ищи свой путь..

P.s. вчера записал меланхоличную гитарную зарисовку «в осень», называется «Fuselage».. Приятного прослушивания🙂

1порядок и список их не является чем то постоянным и нерушимым:)

Share:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *