Продолжая тему фишек, которыми пользуюсь лично — сегодня расскажу о приёме, который я называю «эффектом терменвокса».
Для тех, кто не в курсе: терменвокс это оригинальный инструмент, созданный Львом Терменом в первой половине XX века. Классический интерфейс данного прибора представляет собой 2 антенны (как на фото выше), позволяющие бесконтактным способом модулировать частоту и громкость звука
Вот как выглядит и звучит терменвокс:
Принцип наруливания этого звука предельно прост, поэтому для наруливания подобного звучания в Ableton Live и Propellerhead Reason нам не понадобятся специальные VST, достаточно встроенных синтезаторов.
Эффект терменвокса в Ableton Live
Для создания искомого звука идеально подходит базовый синтезатор Operator. Добавляем его на чистый midi-канал, не забывая поставить в цепь Limiter, — лишним точно не будет. Если используешь нестандартный пресет по умолчанию, обнули все параметры, нам понадобится лишь один осциллятор с синусоидальной формой волны и — ключевой момент — активной кнопкой Fixed. Фильтр, LFO и другие параметры можно будет добавить позже.
Теперь если мы в параметре Frequency выставим 440 Hz, создадим midi-клип и растянем в нём любую нотку на всю его длительность, получим звучание ноты Ля первой октавы (A1). Вот теперь-то и начинается самое интересное!
Управляя параметрами Freq и Level нашего осциллятора, мы получаем звучание аналогичное терменвоксу:
Эффект терменвокса в Propellerhead Reason
В Reason процесс немного отличается, но принцип такой же как и в Live: наша задача состоит в том, чтобы заставить синтезатор генерировать фиксированную частоту. Для этого берём синтезатор Thor, кликаем по нему правой кнопкой и выбираем пункт Initialize Patch. По аналогии с Live, рекомендую примерно наполовину прибрать громкость синта и добавить в цепь лимитер.
Далее в слоте, предназначенном для третьего фильтра выбираем Low Pass Ladder и выкручиваем ему резонанс в положение 117. На этом шаге синт должен взвыть:) Теперь дело за малым: назначив кноб midi-контроллера на параметр частоты фильтра, модулируем звук аналогично терменвоксу.
«Хозяйке на заметку»: Auto Filter Ableton Live старше версии 9.5 в режиме MS2 с выкрученным в максимум резонансом заводится аналогично третьему фильтру Thor
Что с этим делать дальше — дело фантазии, я этот приём использую оооочень часто. Например, в треке people catch signals (по ссылке демо) этим способом прописана партия нагнетающего синтезатора, а в треке peaceful atom — линия саб-баса. Удачи!