Когда начинаешь работать с проектом в Propellerhead Reason, ни о чём, кроме наруливания звучков, обычно не думаешь — просто с головой погружаешься в творческий процесс. Но когда проект разрастается и работаешь над ним не регулярно, постепенно начинает охватывать паника: с обратной стороны рэка десятки (а то и сотни) кабелей.

Что, как и чем управляет? Можно ли «безболезненно» удалить тот или иной прибор? Как изменить частоту пульсации синта? Эти и масса других похожих вопросов начинают отвлекать от создания музыки. Но ответ на эти вопросы есть и он до безобразия прост — это комбинатор.

Для того, чтобы навести порядок в рэке, просто «упакуй» инструменты и относящиеся к ним эффекты и генераторы CV в комбинаторы и дай им осмысленные названия (а вообще, рекомендую развивать каждую цепь в изначально созданном под эту цепь комбинаторе, это очень хорошая практика). Элементарно? Ещё как! Но банальное структурирование приборов — лишь малая часть заложенного в combinator функционала, это действительно мощный зверь. Вот смотри:

 

Что позволяет комбинатор Reason?

  1. Объединять инструменты и эффекты в логические группы, упрощая работу с ними в дальнейшем.
  2. Сохранять созданные цепи для использования их в других проектах.
  3. Управлять ключевыми параметрами всей цепи (например, питчем всех скомбинированных синтов) минимумом телодвижений.
  4. Манипулировать по CV параметрами, недоступными в обычном режиме для управления (например, размером дилея в DDL-1, формой волны синтов, глубиной FM-модуляций и т. п.).
  5. Делить MIDI-клавиатуру на зоны для одновременной игры на нескольких инструментах (например, на одной октаве играем сабтректором, на октаве выше — мультисемплером NN-XT).

Разберём каждый пункт немного подробнее:

Ну, с объединением и сохранением в виде пресетов, думаю, всё понятно: вложили в комбинатор интересующую цепь, нажали по иконке с дискетой в верхней части комбинатора, сохранили в папочку с пресетами на комп и пользуемся из проекта в проект.

С управлением множеством параметров «в одно касание» тоже нет ничего сложного. Так, например, изменение колёс питча и модуляции комбинатора будут менять соответственно питч и модуляцию всех инструментов, упакованных в данный комбинатор:

Ну, ok, здесь пока нет никакой магии. А вот как насчёт таких манипуляций (обрати внимание — кручу только одну ручку)?

Такие вещи уже поинтереснее, правда? А проделываются тоже очень просто: на панели комбинатора жмём «show programmer», в раскрывшейся матрице выбираем нужный нам прибор и навешиваем зависимости (modulation routing). Для сабтректора из гифки выше это выглядит вот таким образом:

Тем, кто работает в Ableton Live, комбинатор Reason, конечно же, напомнил Instrument Rack. О нём мы скоро тоже поговорим, а пока продолжим разбирать возможности combinator.

Дальше, на мой взгляд, начинается самое интересное. Параметр target раздела роутинга позволяет выбирать для манипуляций практически любое значение инструмента или эффекта Reason. И это просто необозримое поле для экспериментов, дружище! На примере ниже я заставил LFO сабтректора воздействовать на вход CV1 комбинатора, который, в свою очередь, влияет на тип осциллятора синтезатора Thor:

Это всего лишь простенький пример. Суть в том, что можно из одного комбинатора создавать самогенерируемые шумовые машины, вытворяющие со звуком абсолютно непредсказуемые вещи. На любой вкус и фантазию.

Если ты обратишь внимание, остался последний пункт из списка — раскладка MIDI-клавиатуры на зоны для одновременной игры на нескольких инструментах, но я решил оставить его в качестве материала для самостоятельного изучения:) Обязательно поэкспериментируй с combinator-ом, это действительно нужный и интересный девайс, без которого уже сложно себе представить продуктивную работу с Propellerhead Reason.

Хороших выходных!

P.s. если у тебя есть интересные решения для комбинатора — делись в комментариях к этой заметке.

P.p.s. Кстати, всё забываю спросить: подача материала с использованием гифок удобна? Или лучше отказаться от них в пользу веса страниц и, как прежде, описывать текстом и картинками?

Share:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *