Аккордовой последовательностью принято называть музыкальную гармонию, которая состоит из трезвучий – аккордов. Их играют на одном из инструментов. Важно, чтобы все аккорды были в одной тональности, иначе возникнет дисгармония. В таком случае трезвучия будут звучать неестественно и некрасиво. Музыканты изучают аккордовые последовательности по сольфеджио, учатся их самостоятельно составлять. Именно с этого начинается аранжировка, а также сочинение песни. По этой причине следует углубиться в эту тему и подробнее её изучить.

Применение последовательностей аккордов

Аккордовые последовательности необходимы в первую очередь для сочинения авторских песен. Музыкант должен уметь на ходу сочинять простые мелодии. У него будет отсутствовать необходимость подбирать её на слух. Зная последовательности трезвучий, музыкант научится с лёгкостью подстраиваться под других. Это важно, если он не один играет на инструменте.

Далее будет представлена информация, которая пригодится при импровизации аккордами. Она потребуется для сочинения личных песен, а также для совместных импровизаций с группой на любую тему.

Важно отметить, что дальше будет представлена информация, которая имеет отношения не только к аккордовым прогрессиям. Её в целом можно назвать универсальной для любой музыки. Полученная информация позволит человеку понять общий принцип композиции и гармонии.

Примеры последовательностей аккордов

Общеизвестный пример аккордовой прогрессии – это всемирно известные «три блатные аккорда». Они представляют собой классическую последовательность для блюза. Это аккорды Am, Dm, E. Они великолепно входят в свои тональности и отличаются правильным, гармоничным звучанием.

Также в качестве примера можно взять следующую последовательность, которая позаимствована из песни – Bm, G, D, A. Она идёт в тональности Bm. Аккорды отлично гармонируют друг с другом, и они звучат в стиле блюза.

Важно понимать, что это всего лишь некоторые примеры, которые не способны проиллюстрировать общую картину.

Как построить аккордовую последовательность

Сначала важно разобраться с тем, из чего состоят аккорды. Трезвучия – это ноты, которые выстроены особым образом и входят в гамму. Если речь идёт о минорных аккордах, то это: тоника – малая терция – большая терция. Также есть мажорные аккорды: тоника – большая терция – малая терция. Тоника берётся именно из гаммы.

Музыканту нужно знать аккордовые последовательности во всех тональностях. Следует понять, какие ноты на грифе гитары входят в гамму, а затем по их тоникам строит трезвучия. Другой вопрос: как определить, какие именно ноты входят в тональность? Сделать это несложно, если воспользоваться кварто-квинтовым кругом тональности.

Принцип построения:

Мажорная тональность – тоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон с возвратом в тонику.

Минорная тональность – тоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон с возвратом в тонику.

Нередко ноты пересекаются друг с другом. Из этого следует, что различные тональности часто включают в себя одинаковые ноты. При этом у каждой тональности есть зеркальная пара. В них идентичные ноты. Для удобства следует ознакомиться  с кварто-квинтовым кругом.

Как он выглядит:

Первое, на что следует обратить внимание – это на то, что зеркальные пары находятся на расстоянии 3-х полутонов. Допустим, для примера можно взять Ля-минор. То тоники Ля потребуется сместиться на три полутона вверх – Ля-диез, Си, До. Последняя нота будет являться зеркальной мажорной тональностью. По этой схеме удастся с лёгкостью отстроить гамму и определить, какие ноты в неё включены. Ориентируясь на них, построй аккордовую последовательность.

Новички могут решить, что это непросто, но на самом деле достаточно один раз разобраться в теме. После этого будет несложно выстраивать аккордовую последовательность.

Далее будут представлены ноты, которые входят в зеркальные тональности. По ним удастся выстраивать как мажорные, так и минорные аккорды.

Можно брать из этой таблицы информацию, а затем использовать ноты, входящие в тональность, в любом порядке. Будет получаться красивая аккордовая последовательность в миноре или мажоре.

Новичкам следует придерживаться определённых правил. Во-первых, стоит работать в одной тональности. Во-вторых, нужно стремиться к тонике – начинать или заканчивать тоническим трезвучием. В таком случае мелодия будет звучать закончено. В-третьих, стоит опираться на главные аккорды. Стоит в качестве основы выбрать 1, 4 и 5 ступени. Эта последовательность считается распространённой, и она позволит добиться гармонического развития. В-четвёртых, следует добавить другие ступени и послушать, будет ли звучание красивым. Если всё понравится, то можно так и оставить.

Частные случаи и моменты

Отдельно рекомендуется рассмотреть моменты и случаи, когда последовательности аккордов выходят за рамки стандартной гаммы.

Это бывает в следующих ситуациях:

  • Дополнительно поднятые ступени. Ими является, допустим, гармонический минор. В таком случае в гамму будет добавлена ещё одна нота – 8-ая по счёту. Она находится на расстоянии полутона от последней. Допустим, в до-мажор между такими нотами, как A и B возникает А#. В таком случае музыка будет звучать по-восточному. Можно попробовать поиграть в такой гамме и посмотреть, что из этого получится. Это же можно отнести и к пентатонике. На её особенности следует ориентироваться, особенно, если музыкант решил сыграть блюз.
  • Аккорды с надстройками. Опытные музыканты готовы отступать от обычных форм трезвучий, чтобы звук получился более оригинальным и необычным. Следует использовать, а также добавлять новые ноты к тем аккордам, которые уже существуют. Нужно надстраивать тонику, а также поднимать ступени. Для этого рекомендуется ориентироваться на круг и таблицу, которые были представлены в статье.
  • Если Progressive-музыканты играют непростую и оригинальную музыку, к примеру, Pink Floyd и Tool, им нередко приходится отступать от правил гармонии. Допустим, они могут в тональность до-мажор добавить ноту А#. Это не единственное, что они могут сделать. Нередко музыканты добавляют и другие ноты, когда стремятся добиться оригинального звучания. Начинающие музыканты могут последовать их примеру. При этом для начала рекомендуется внимательно изучить теорию, чтобы понять, что допустимо нарушить, а что точно нельзя.

В любом случае важно знать аккордовые последовательности и хорошо в них разбираться. Только в этой ситуации можно будет нарушать правила и при этом создавать красивую музыку.

Советы

Начинающим музыкантам можно дать определённые рекомендации:

  • Важно непременно выучить кварто-квинтовый круг тональности, а также запомнить таблицу, представленную в статье. Это позволит за короткий срок научиться ориентироваться внутри музыки.
  • Следует разобраться с тем, как можно быстро переставлять аккорды на гитаре. Это важно, если музыкант собирается подбирать различные мелодии.
  • Необходимо тренировать слух, слышимость нот. Это позволит разбираться, в какой тональности звучат определённые песни. Также удастся подыгрывать другим музыкантам.

Выучить аккордовую последовательность несложно, и с этой задачей справится любой человек. Главное, не только изучать теорию, но обязательно практиковаться. Это позволит значительно быстрее усвоить важную информацию и научиться сочинять мелодии, подбирать песни. 

Share:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *