Начинающие музыканты должны обязательно учить теорию, частью которой являются музыкальные лады. Они бывают разных видов, и каждый из них имеет характерные отличия. Стоит разобраться, что такое музыкальный лад, почему он важен для композиции. Также нужно разобраться, какие эмоции разные виды вызывают у слушателей. Музыканты используют разные лады для создания определённых образов.
Чем отличия тональности и лада?
Как тональность, так и лад, связаны с музыкальной гармонией. При этом у них совершенно разное значение.
Тональность имеет прямое отношение к организации музыкального материала возле конкретной тоники. Именно она будет определять главную тональность, которая станет указывать на главный аккорд или ноту. Допустим, в до мажор именно нота До будет являться тоникой. Именно тональность станет определять конвекции и музыкальные правила, которые будут использоваться во время создания, исполнения, аранжировки композиций.
Лад принято относить к системе звуковых шкал и интервалов, применяемых в музыке. По нему определяется особый музыкальный стиль или режим, создаваемый с учётом конкретного набора интервалов, а также последовательности нот. Именно лад будет определять свойства гармонических и мелодических отношений, создаваемых внутри музыки. От этого зависит эмоциональное воздействие песни.
Лады бывают разными, к примеру, минорными, мажорными, лидийскими, фригийскими и другими. С ними следует подробнее ознакомиться. Основы музыкального лада должны знать все люди, которые играют на инструментах.
Ионийский лад (натуральный мажор)
Ионийский лад считается мажорным. Его нередко применяют на западе при создании музыки. У данного лада в основе находится 7 нот, которые начинаются с 1-ой ступени мажорной гаммы.
Именно ионийский лад был одним из главных в средневековой и древнегреческой музыке. Также он находится в основе классических произведений. Допустим, его часто использовали Моцарт и Бетховен.
Данный лад считается светлым и жизнерадостным. Мелодии отличаются весёлым звучанием, они вселяют оптимизм. Тональности бывают разными
Лидийский лад
Он считается модальным ладом, которого именовали в честь древнегреческого государства – Лидии. Он считается одним из главных среди модальных ладов. Отличается позитивным и выразительным звучанием.
Этот лад принято строить на основе мажорной гаммы, где есть повышенная 4-ая ступень. Последовательность выглядит так: тон – тон – тон – полутон – тон – тон – полутон. Главной особенностью данного лада считается повышенная 4-ая ступень, которая и делает его звучание узнаваемым.
Характер возвышенный, светлый. Произведения отличаются мелодичностью, яркостью. Люди при их прослушивании испытывают приятные эмоции. Данный лад принято ассоциировать с торжеством, величием. Он популярен в таких жанрах, как фьюжн, джаз, классика.
Миксолидийский лад
Это тоже один из главных модальных ладов. Его звучание хорошо узнаваемо, потому как его сложно с чем-то спутать.
В основе будет мажорная гамма, у которой понижена 7-ая ступень. Последовательность выглядит так: тон – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон. Звучание отличается лёгкой напряжённостью. Оно интересное, достаточно популярное.
Миксолидийский лад наделён энергичным характером. Те композиции, для которых он используется, отличаются динамичностью и задорностью. Люди при их прослушивании заряжаются энергией, отмечают поднятие настроения. Данный лад обычно у музыкантов ассоциируется с такими жанрами, как кантри, блюз, фанк, рок.
Обычно его используют для создания музыки с характерными аккордовыми прогрессиями. За счёт пониженной 7-ой ступени удаётся сделать акцент и сделать мелодию немного напряжённой. Нередко этот лад музыканты используют при соло, импровизации. Мелодии получаются запоминающимися, потому как наделены силой.
Эолийский лад (натуральный минор)
Это модальный лад, имеющий ещё одно наименование – натуральный минор. Он широко распространён и применяется в разных жанрах музыки.
В основе находится минорная гамма с определённой последовательностью ступеней: тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон. Всё начинается с 6-ой ступени мажорного лада. Музыка отличается гармоничностью и мелодичностью. Она является выразительной, имеет неповторимый окрас.
Для натурального минора характерна задумчивость и некая меланхоличность. Его нередко люди ассоциируют с самонаблюдением, грустными эмоциями. Данный лад позволяет выразить различные эмоции, а также добиться таинственной атмосферы.
Дорийский лад
Это модальный лад, который принято строить на натуральной минорной гамме. Его основная особенность – это повышенная 6-ая ступень по сравнению с натуральным минором. Следовательно, между 5-ой и 6-ой ступенью получается большая секунда.
Если сравнивать его с иными модальными ладами, то дорийский считается более мрачным. Также для него характерна задумчивость. Это объясняется повышенной 6-ой ступенью, благодаря которой удаётся добиться напряженности.
Рассматриваемый лад нередко используют для разных стилей, например, фолка, рока, классики, джаза и т. д. С его помощью удаётся сделать композицию выразительной, а также эмоциональной.
Фригийский лад
Этот модальный лад назвали в честь древнегреческого народа Фригии. Он считается модальным, отличается необычным звучанием.
В основе идёт минорная гамма, у которой понижена 2-ая ступень. Последовательность следующая: полутон – тон – тон – тон – полутон – тон – тон. Главными характеристиками считается пониженная 2-ая ступень, а также неповторимая последовательность полутонов и тонов.
Звучание необычное, оно отличается таинственностью. Данный лад нередко используют, когда хочется придать композиции мистический характер. Также присутствуют восточные мотивы. Данный лад можно встретить в рок-музыке. Он характерен для испанского фламенко.
Локрийский лад
Он из всех модальных ладов считается наиболее диссонансным и мрачным. В его основе будет натуральный минор, у которого понижены 2-ая и 5-ая ступени. Последовательность будет следующей: тон – полутон – полутон – тон – полутон – полутон – тон.
У данного лада напряжённое звучание с тёмным окрасом. Музыка звучит тревожно и драматично. Удаётся добиться напряжённой атмосферы, создать настроение неопределённости. Данный лад почти не встречается в современных композициях. При этом он характерен для авангарда, экспериментальной, джазовой музыки.
Пентатоника
Она бывает мажорной – это пятизвучная мелодическая структура, широко распространённая среди многих культур. Основные ступени формируют простую мажорную гамму, где опускаются две ступени (четвёртая и седьмая). У мелодии получается воздушный и светлый характер.
Минорная пентатоника тоже пятизвучная. В этом случае удаляют 2 ступени (вторую и шестую) из натуральной минорной гаммы. Звучание получается таинственным, необычным.
Важно объяснить, что такое музыкальный лад детям, потому как это важная часть теории. Понимание данной темы необходимо для развития слухового восприятия, а также артистической выразительности.