Analog — это встроенный синтезатор Ableton Live. Сегодняшняя записка будет посвящена его устройству и принципам работы. Я всё сильнее и сильнее убеждаюсь, что когда отлично знаешь базовый инструментарий, VST собственно и не нужны. Предупреждаю: под катом довольно много текста и картинок.

Итак, синтезатор Analog имеет три осциллятора: Osc1, Osc2 и Noise. Их активация происходит при нажатии на соответствующий блок с названием требуемого осциллятора. На рисунке ниже, например, запущены все три осциллятора:

Что нужно знать о блоке осцилляции:

Справа от кнопки активации расположен регулятор уровня относительной громкости выбранного осциллятора, ниже громкости секция F1/F2 — переключатель, отражающий, какая часть сигнала направляется в каждый из фильтров. Положение F1 — значит, что сигнал целиком отправляется на первый фильтр, F2 — на второй. Дальше идём слева направо: Shape — форма волны синтезатора, возможны четыре варианта: sine — синусоида, saw — пила, square — квадратная волна и s&h (sample&hold) — псевдослучайная волна.

Octave — относительное значение октавы, к которой принадлежат генерируемые гармоники. Этот переключатель выполняет функцию умножения базовой частоты сигнала, частоты его MIDI-ноты на некоторое целое число. По умолчанию умножения не производится, в значении 0 множитель равняется 1. Semi — как ты, разумеется, догадался: смещение тона в единицах полутонов. Этот же параметр, вне зависимости от Octave отражает смещение базовой частоты на некоторое число герц вверх или вниз. Detune — «расстройка» генерации, позволяет смещать воспроизводимые частоты на сотые доли тона (в cents) вверх и вниз от основного.

В окошке параметров, открывающемся при активном блоке осцилляции, есть возможность регулировать следующие параметры:

Pitch Env Initial — регулировка смещения основного тона при нажатии клавиши в момент нажатия, к «базовой частоте» добавляется значение Pitch Env Initial в соответствующих единицах.
Time — регулировка длительности перехода к основному тону от значения основного тона и Pitch Env Initial. Pitch Mod — секция отвечающая за модуляцию высоты тона. При этом параметр key отражает зависимость генерируемой частоты от поданной на вход синтезатора midi-ноты. А параметр LFO1 — насколько сильно первый блок низкочастотного генератора будет воздействовать на тон воспроизводимого сигнала. Pulse Width — секция отвечающая за ширину квадратного импульса (параметр width). В том случае, если выбрана квадратная форма волны генератора. Параметр LFO1 также отвечает за глубину модуляции ширины квадратного импульса низкочастотным генератором. Sub/Sync — в режиме sub секция отвечает за смешивание с дополнительным генератором, настроенным на октаву ниже основного. При этом параметр level определяет уровень громкости дополнительного генератора. Необходимо отметить, что в режиме пилообразной и квадратной волн, субгенератор имеет форму квадратной волны, в режиме синусоиды — форму синусоиды. В режиме sync происходит повторное воспроизведение волны основного генератора с частотой внутреннего генератора виртуального устройства Analog'a. При уровне параметра level равному 0%, частоты генераторов совпадают, а при увеличении значения параметра, частота внутреннего генератора увеличивается, изменяя гармоническое содержимое тембра основного генератора.

Осциллятор Noise несколько отличается от двух других осцилляторов, поэтому стоит описать его отдельно:

Noise — кнопка включения/выключения. F1/F2 — распределение сигнала между фильтрами. Уровень громкости в дБ — относительный уровень громкости данного осциллятора. Color — встроенный в секцию генератора шума low-pass фильтр с добротностью (Q) 6дБ/октаву. Фильтр вычитает из сигнала секции Noise частоты выше значения параметра color. Таким образом можно придать шуму необходимый «окрас», от белого (максимальное значение), до, например «розового» (значения color в области 800-2200 Гц).

По блоку осцилляции всё, дальше идёт блок фильтрации:

Итак,
Fil1 — включение секции фильтра в структурную схему работы синтезатора. При выключенной секции фильтра активизируется режим bypass, при котором сигнал прямо с выхода секции Pre Filter Mix попадает на вход блока Amp. О принципах работы фильтров при необходимости можно почитать в этой записи. Freq — устанавливает параметр частоты среза фильтра. Reso — уровень резонанса фильтра на частоте среза. В секции Fil1 параметр To F2 позволяет отправить часть сигнала с выхода filter 1 на вход filter 2. В секции Fil2 присутствует режим slave. При активации этого режима, частота среза filter 2 будет аналогичной частоте среза filter 1, а параметр Freq второго фильтра будет отвечать за величину смещения частоты среза второго фильтра относительно частоты среза первого. Помимо этого: если параметры первого фильтра динамически модулируются, этой модуляции будут подвержены и параметры второго фильтра.

Окошко параметров блока фильтрации отвечает за следующие параметры:

Slope — отвечает за вид графика формы фильтра, где EXP — экспоненциальная шкала, LIN — линейная. Legato — когда этот режим отключен, каждое нажатие клавиши на клавиатуре сопровождается собственной огибающей фильтра и блока Amp. При включении этого режима для всей последовательности клавиш используется одна огибающая. Для активизации этого режима следует нажать последующую клавишу, пока не отжата предыдущая. Free — в этом режиме пропускается sustain в огибающей фильтра и после decay сразу наступает release. Простыми словами — длина звучащей ноты не будет зависеть от того, сколь долго зажата клавиша на клавиатуре. Att/vel отвечает за степень влияния силы нажатия клавиши на длительность атаки в огибающей фильтра. Env/vel — степень влияния силы нажатия клавиши на глубину модуляции сигнала огибающей. ADSR-секция — отвечает за управление фазами огибающей: attack, decay, sustain и release (если это предложение тебя напугало — прочитай о блоках синтезатора). S.Time это максимальное время, в течение которого клавиша может оставаться зажатой по истечении этого времени, а огибающая автоматически переходит в release. Loop отвечает за режимы повторения огибающей по следующим алгоритмам: AD-Rattack и decay зацикливаются до тех пор, пока клавиша не будет отжата. ADR-R — фазы attack, decay и release зацикливаются до тех пор, пока клавиша не будет отжата. ADS-AR — фактически зацикливания нет, однако, attack и release когда клавиша будет отпущена один раз повторятся. Freq Mod — секция, отвечающая за динамические изменения частоты среза фильтра, в зависимости от различных параметров. Кроме того, синтезатор Analog имеет встроенную функцию «сатурации» сигнала. За неё отвечает секция drive. Сатурация привносит искажения в сигнал, тем самым делая звучание более чётким и «острым». Режимы sym и asym отвечают за симметричную и асимметричную сатурацию соответственно. Регулятор LFO1 отвечает за глубину модуляции сигнала, проходящего через filter1 первым низкочастотным генератором. Key отвечает за изменение частоты среза фильтра в зависимости от поданного на вход синтезатора midi-сигнала. Фактически — чем выше тон, взятый на клавиатуре, тем большая частота среза фильтра при положительных значениях key (и тем меньшая при отрицательных, разумеется). Параметр Env отвечает за глубину модуляции среза фильтра огибающей, а именно ADSR-секцией. Res Mod отвечает за динамическое изменение резонанса filter1. LFO1 отвечает за глубину модуляции резонанса первой секцией низкочастотного генератора (или осциллятора — суть одна). Параметр key отвечает за глубину модуляции резонанса в зависимости от воспроизводимого тона. При положительных значениях глубина модуляции увеличивается прямопропорционально высоте тона, а при отрицательных — обратнопропорционально. Степень воздействия огибающей фильтра на значение резонанса определяется параметром Env.

Такое вот, с виду скромное, окошко:)

Идём дальше. Дальше у нас блок усиления (Amp) (секция управления параметрами амплитуды):

Этот блок отвечает за увеличение уровня сигнала на выходе фильтра до слышимого уровня и за настройки параметров огибающей амплитудной составляющей. То есть по сути эта секция позволяет манипулировать параметрами длительности и громкости звукового сигнала.

Здесь немного проще:

Amp1 — кнопка включения секции усиления 1 (соответственно Amp2 включает вторую секцию усиления). При отключении обеих секций воспроизводимый сигнал слышен не будет. Pan панорамирование сигнала на выходе фильтра. При использовании различных настроек панорамы для первой и второй секции amp, можно достичь интересных стереоэффектов. Это может выражаться, например, в различной степени присутствия одного тембра в правом или левом каналах. Кроме того, для каждой секции amp можно использовать разные огибающие. Таким образом можно, допустим, заставить уровень сигнала возрастать с разной скоростью в разных каналах (увеличивая атаку). Level отвечает за относительный уровень воспроизводимого сигнала в дБ.

Окошко параметров блока Amp:

Slope отвечает за вид графика формы фильтра, EXP — экспоненциальная шкала, LIN — линейная. Legato — когда этот режим отключен, каждое нажатие клавиши на клавиатуре сопровождается собственной огибающей фильтра, а также Amp Env. Стоит отметить, что наличие нескольких переключателей Legato (по два на каждую пару блоков Filter -> Amp), позволяет добиться интересных стереоэффектов. Free — в этом режиме sustain в огибающей фильтра пропускается, и после decay сразу наступает release. Это означает, что длина звучащей ноты не будет зависеть от того, сколько времени зажата клавиша. Att/vel — параметр, отвечающий за степень влияния силы нажатия клавиши на длительность атаки в амплитудной огибающей. Env/vel отвечает за степень влияния силы нажатия клавиши на глубину модуляции сигнала амплитудной огибающей. ADSR-секция, разумеется, отвечает за управление фазами огибающей. S.Time это максимальное время, в течение которого клавиша может оставаться зажатой по истечении этого времени, а огибающая автоматически переходит в фазу release.

Loop — режим повторения огибающей. О работе этих режимов выше уже было написано. Pan Mod — секция, отвечающая за динамическое изменение параметров панорамирования. LFO1 смещает сигнал относительно левого и правого канала в соответствии с частотой низкочастотного генератора. Поскольку LFO часто имеет как положительные, так и отрицательные максимумы, сигнал будет смещаться как влево, так и вправо по панораме. Если в секции низкочастотного генератора выбрать форму волны, в которой будут присутствовать только положительные максимумы, сигнал будет смещаться исключительно в направлении центр -> правый канал. В случае только отрицательных пиков будет наблюдаться противоположная ситуация. key отвечает за панорамирование сигнала в зависимости от высоты воспроизводимого тона. При положительных значениях параметра, чем выше будет взят тон, тем «правее» он будет звучать. В случае отрицательных значений параметра, будет наблюдаться противоположное. Параметр Env отвечает за глубину модуляции огибающей секции amp1 панорамы воспроизводимого сигнала. Level Mod отвечает за динамическое изменение уровня сигнала, проходящего через секцию amp1. Параметр LFO1 динамически изменяет уровень воспроизводимого сигнала в соответствии с частотой первой секции низкочастотного генератора. Параметр key отвечает за изменение уровня воспроизводимого сигнала в зависимости от высоты взятого тона. Положительные значения этого параметра означают, что уровень сигнала будет усиливаться прямо пропорционально высоте тона, отрицательные значения приведут к обратной ситуации. Параметр Env отвечает за глубину модуляции огибающей секции amp уровня воспроизводимого сигнала. Этот параметр, как правило, устанавливается равным 100%.

Справа от блока Amp расположен ещё один крайне важный и интересный блок: LFO

Что у нас здесь? LFO1 — регулятор включения блока LFO. Если блок отключен, регуляторы LFO1 в других секциях становятся недоступными к изменению и никакой модуляции не производится.

Справа от него расположен переключатель частоты генерации: в режиме Hz частота устанавливается в Гц. Во втором режиме частота является кратной единицам темпоритма, то есть синхронизируется с BPM. Rate — регулятор частоты LFO1, звуковые эффекты от различной частоты характеризуются различной скоростью модуляции. В окне параметров блока LFO существует возможность изменить следующие значения:

Wave — выбор формы волны LFO. На окошке параметров, расположенном слева от этого параметра в реальном времени строится график воздействия выбранной формы волны на модулируемые параметры. Width — устанавливает ширину прямоугольного импульса, в случае если последний выбран в качестве активной формы волны регулятора wave. Retrig — при включении этой функции, LFO сбрасывается при каждом нажатии клавиши. То есть начало формы волны LFO во времени синхронизируется с нажатием клавиши. В отключенном состоянии низкочастотный генератор имеет строго постоянную внутреннюю частоту, с которой синхронизируются модулируемые параметры.

Offset — регулирует смещение фазы для разных типов волн, позволяет получить более интересные звуковые комбинации, особенно при использовании двух LFO с различными настройками сдвига фазы. Delay — при установке этого параметра в значение, отличное от нуля, LFO начинает воздействовать на воспроизводимый сигнал с задержкой. Это особенно актуально при создании сложных тембров в режиме retrig. В этом случае короткие нажатия клавиш не будут сопровождаться динамической низкочастотной модуляцией, а более длинные будут ей подвержены.

Attack — данный параметр может использоваться для «сглаживания» предыдущего эффекта, поскольку своей функцией являет постепенное увеличение амплитуды низкочастотного колебания, что приводит к более плавному началу динамической модуляции.

Далее идёт блок маршрутизации:

Что мы видим здесь? Volume — регулятор общего относительного уровня громкости. Говоря об общем уровне, имеется в виду суммарный выход двух amp-секций синтезатора. Vib — активация эффекта «вибрато». Регулятор, расположенный справа от кнопки включения, отвечает за степень применения эффекта к воспроизводимому сигналу. По сути это дополнительный низкочастотный генератор, привязанный к значению высоты тона (pitch) обоих генераторов. Rate — отвечает за регулировку частоты вибрато. Uni включает эффект «унисон». Он добавляет к воспроизводимому тону несколько голосов, звучащих в унисон. Detune — регулирует степень расстройки голосов эффекта unison. Gli — активация эффекта glide. При включении данного эффекта, переключение между воспроизводимыми нотами будет происходить плавно, с эффектом скольжения вместо моментального переключения. Time — отвечает за «скорость» glide. Legato — включает режим легато для эффекта glide. Обрати внимание: в этом режиме эффект скольжения будет наблюдаться лишь в случае когда следующая клавиша нажимается при зажатой предыдущей.

Традиционно рассмотрим окошко параметров блока маршрутизации:

Настройки Quick Routing отвечают за пресеты маршрутизации (ага, эти цветные квадратики). Сверху-слева представлена схема, при включении которой каждый блок osc подключен исключительно к своему блоку фильтрации и усиления. Сверху-справа, сигнал двух секций osc равномерно распределен между двумя фильтрами, но выход каждого фильтра подключен исключительно к своему блоку усиления. Снизу-слева представлена схема, при которой оба генератора секции osc подключены к первой секции фильтрации, а она, в свою очередь, к первой секции усиления, при этом вторая секция фильтрации и вторая секция усиления являются отключенными. Снизу-справа представлена схема маршрутизации последовательного включения фильтрационных блоков. В данном случае, сигнал двух генераторов поступает на первую секцию фильтрации, которая подключается непосредственно ко второй секции фильтрации, и затем, сигнал на выходе второй секции фильтрации подается на второй блок усиления, при этом первый блок усиления отключен.

Vibrato это секция манипулирования параметрами эффекта вибрато. delay отвечает за время задержки между моментом нажатия клавиши на midi-клавиатуре и моментом применения эффекта вибрато к воспроизводимому сигналу. Параметр attack определяет время возрастания амплитуды колебаний эффекта вибрато до максимального значения с момента применения эффекта к воспроизводимому сигналу. error отвечает за внесение случайных отклонений в параметры эффекта вибрато. Amt/mw отвечает за степень применения вибрато в зависимости от значений mod wheel, поступающих с midi-контроллера. Если сделать этот параметр равным 100%, эффект вибрато будет проявляться только при значениях mod wheel, отличных от нуля. Здесь следует пояснить, что Amt/mw контролирует распределение глубины модуляции сигнала эффектом vibrato, между регулятором глубины модуляции самого vibrato и значением mod wheel (положением колеса модуляции на midi-клавиатуре). Вне зависимости от значения справа от регулятора включения vibrato, значение параметра Amt/mw будет добавляться к нему при изменении параметра mod wheel.

Keyboard — секция отвечает за midi-настройки в контексте данного синтезатора. Параметр Octave отвечает за смещение воспроизводимого тона. Параметр semi отвечает за смещение тона в полутонах. Параметр detune отвечает за «расстройку» тона в центах. Voices позволяет задавать полифонию синтезатора. PB Range (pitch band range) регулирует, на сколько тонов можно изменять воспроизводимый сигнал используя колесо pitch-bend midi-клавиатуры. Принцип воздействия регулятора stretch сводятся вот к чему: чем выше нота, тем воспроизводимый тон будет более смещён в сторону диеза, а чем ниже нота — тогда ближе к бемолю. При отрицательных значениях будет наблюдаться обратная зависимость. Еrror отвечает за степень случайной расстройки каждого воспроизводимого тона. Рriority отвечает за действия синтезатора в случае превышения полифонии: в значении high приоритетными будут высокие ноты, в то время как более низкие будут отсекаться. В значении low — приоритет будет отдан низким. В значении же last приоритет получают последние сыгранные ноты, а ноты, сыгранные ранее, становятся менее приоритетными.

Unison содержит параметры управлением эффектом unison. Voices — число дополнительных голосов, а delay — задержка между моментами нажатия клавиши и применения эффекта к сигналу. Glide содержит параметр glide. При активном режиме Const (постоянный) интервал скольжения между нотами будет оставаться постоянным, определяемым регулятором справа от кнопки включения эффекта glide. В режиме Prop (пропорциональный) — интервал скольжения будет изменяться пропорционально интервалу между воспроизводимыми тонами.

Похоже, на этом всё:)

Преимущества работы с combinator Reason Изменение темпа как художественный приём