Гитаристы и люди, имеющие опыт записи вокала для более-менее серьёзных проектов, скорее всего уже знают что такое дабл-трек, а для всех остальных сейчас расскажу о его принципе, а также как и почему стоит использовать дабл-треки при записи музыки. Ok, начнём.

Что такое дабл-трек?

Дабл-трек это очень старый приём, позволяющий при записи одного инструмента добиваться более плотного и насыщенного его звучания, а при определённых условиях может также служить и интересным художественным эффектом.

 
 

Принцип этого приёма заключён в самом его названии — double track в переводе с английского означает дублирование трека (ну или двойной трек). То есть получается, что в миксе у нас оказывается не одна, а 2 одинаковых партии одного и того же инструмента.

Кстати, совсем необязательно ограничиваться только двумя копиями, в современной музыке не редкость и 3-4 и больше дублей. Всё зависит от задачи и пределом здесь может быть разве что фантазия продюсера

Как реализуется дабл-трек на практике?

Существует два способа реализации дабл-трека: реальный дабл-трек и искусственный. Откровенно говоря, искусственный мне совершенно не нравится и я им совершенно не пользуюсь, но он тоже имеет место быть, поэтому расскажу и о нём. Итак,

Реальный дабл-трек

Допустим, нам понадобилось ввести в трек партию гитары. Хорошо, наши действия следующие:

Готовим цепь предварительных эффектов если они нужны (для дабл-трека они не имеют значения) и записываем отрепетированную партию на отдельный канал секвенсера. Далее дублируем канал, удаляем из него существующий аудиоклип (ну или просто пишем вместо него) и записываем ещё одну копию нашей партии, стараясь максимально точно её повторить. Разводим каналы по панораме в противоположную сторону, слушаем что получилось и, при необходимости, записываем дополнительные дубли.

Вот и всё. Гитара здесь просто пример. Таким же образом делается дабл-трек и для вокала, и для любого инструмента. Не важно, записывается аудио или midi-дорожки. С искусственным дабл-треком процесс выглядит немного иначе.

Искусственный дабл-трек:

Главное отличие искусственного дабл-трека от реального состоит в том, что для его реализации используется только одна партия. А дальше — кому что ближе: кто-то копирует дорожку нужное количество раз и изменяет звук с помощью вопринга и аналогичных техник, различных настроек эффектов или вручную двигает их по таймлайну на небольшое количество миллисекунд; кто-то использует плагины (например, doubler из пакета Waves); кто-то «по старинке» использует задержку с помощью дилея (для этого в инсерт продублированного трека добавляется delay с минимальным значением feedback и выставляется задержка от 80 до 120 мс).

Но, блин, приятель... Я всё таки рекомендую тщательнее репетировать и пользоваться реальным дабл-треком. Разница между этими способами колоссальна, причём не в пользу искусственного, конечно.

Разве что можно дать несколько полезных советов:

  1. Старайся записывать материал для дабл-трека за одну сессию, тогда партии будут больше похожи на единое целое;
  2. Разведя дорожки по панораме, можно получить очень хороший аутентичный стереоэффект. Причём глубину панорамы можно устанавливать совершенно любую, хоть до упора противоположно, хоть по 25% для каждого канала — всё равно будет очень интересное звучание;
  3. Не обязательно постоянно держать партии в дабл-треке, пробуй в разных частях композиции как с дабл-треком, так и без;
  4. Если при записи по каким либо причинам не записал дабл-трек, его можно аккуратно вырезать и склеить из оригинальной партии при наличии в ней повторяющихся отрезков;
  5. Для полного драматизма или для получения художественного эффекта можно поэкспериментировать с обработкой одного или обоих треков эффектами. Я несколько раз таким образом получал совершенно неожиданные результаты.

Какие преимущества даёт дабл-трек и на каких инструментах его использовать

Как уже было сказано выше, дабл-трек может в корне изменить звучание и настроение трека: микс уплотняется, а звучание становится более оживлённым. На каких инструментах использовать этот приём — решать тебе. Есть устоявшаяся практика использовать дабл-треки вокала и гитар, но настоятельно рекомендую поэкспериментировать и с другими инструментами. Так, я, например, очень часто применяю дабл-треки для перкуссии.

Удачи!

Студия Fatboy Slim Грув или как добиться кача в музыке