Эквализация — тема обширная, поэтому я разбил её на несколько частей:

  1. Эквализация: базовые принципы
  2. Эквализация: работа с эквалайзером
  3. Эквализация: ключевые частоты

Уверен, если ты внимательно прочтёшь весь этот цикл статей, вопросы типа «как эквализировать бас» или «настройки эквалайзера для гитары» отпадут навсегда. Итак,

Что такое эквализация и для чего используется

Эквализация (англ. equalization — выравнивание) это частотная корректировка звука. То есть, принцип эквализации заключается в понижении или повышении уровня громкости определённых частот.

Какие задачи решает эквализация?

  1. Корректировка тембра звука. С помощью эквализации мы можем радикально изменить тембр, например: вырезать резонирующие частоты, акцентировать некоторые гармоники, удалить низ и тому подобное;
  2. Решение частотных конфликтов. Эквализация позволяет избавиться от звуковой каши и грязи в случаях, когда частоты нескольких звуков в миксе пересекаются;
  3. Реализация планов. Эквализация помогает выводить нужные инструменты на передний план или, наоборот, задвигать их вглубь пространства микса;
  4. Устранение огрехов записи. Дешёвые или некачественные микрофоны, инструменты и педали эффектов, отсутствие поп-фильтра могут могут значительно испортить звук. В таком случае эквализацией восстанавливают искомое звучание и устраняют посторонние призвуки;
  5. Общий «тюнинг» микса. На этапах сведения и мастеринга с помощью эквализации мастер-канала при необходимости проводятся финальные корректировки: убирается возможное бубнение в низких средних частотах, добавляется воздушность (бриллианс) микса.

Как видишь, не важно какую ты чаще выполняешь роль в аудиопродакшне (ну там, пишешь музыку, сводишь или мастеришь) — эквализация это неотвратимая часть процесса. И, наряду с компрессией, неправильная работа с ней может загубить даже самую классную идею трека.

Типы эквализации

Прежде чем перейдём к базовым принципам эквализации, обращу внимание на то, что в зависимости от типа эквализации, могут применяться совершенно разные (вплоть до полностью противоположных) подходы в настройке эквалайзера.

Эквализация художественная

Применяется когда нужно вмешательство в тембр отдельного звука. Здесь нет никаких ограничений и правил, полная свобода творчества. Действуем лишь исходя из того, каким мы видим финальный звук. Зачастую интуитивно.

Так, из звучащего по всему частотному спектру семпла можно вырезать всё кроме высокочастотного шипения, стилизовать вокал под голос из телефонной трубки, оставить от барабанного лупа только «железо», оставить от звука только резонирующий фидбек и тому подобное. Пространство для экспериментов необъятное, а результаты могут оказаться совершенно неожиданными.

В общем-то, художественная эквализация это как раз то, чем занимаются новички, не понимая принципов эквализации и сведения. Здесь никаких рецептов и советов быть не может — лишь здравый смысл и дело вкуса

А вот эквализация, применяемая при сведении и мастеринге, — прямая противоположность эквализации художественной, и имеет определённые закономерности и рамки.

Эквализация техническая

Этот тип эквализации формирует общее звучание трека и направлен на устранение частотных конфликтов в миксе. Поэтому носит более академический характер и требует теоретических знаний и опыта.

Несложно догадаться, что дальнейший разговор пойдёт исключительно в контексте технической эквализации. Но перед погружением нужно обязательно обратить внимание ещё на 3 крайне важные детали, напрямую связанные с процессом эквализации — это эффекты слуховой маскировки, звуковой памяти и нелинейности слуха.

Эффект слуховой маскировки

В силу ряда причин (эволюционных и биологических), из двух и более звуков, одновременно звучащих в близком частотном диапазоне, человеческий слух воспринимает только тот звук, который звучит громче.

Поэтому тебе приходится кричать находящимся совсем рядом бармену или другу в клубе, поэтому в шумной компании слышно только самых громких или басовитых/писклявых, поэтому после того как мимо тебя проехала скорая на улице, твой телефонный собеседник просит повторить что ты говорил и так далее.

Микс — не исключение из этого правила: когда в одном частотном диапазоне оказывается несколько инструментов, нормально прослушивается только самый громкий.

Это самая распространённая ошибка начинающих продюсеров — пытаться исправить ситуацию добавлением громкости нечитаемых звуков

Эффект звуковой памяти

Тебе наверняка доводилось слышать выражение «замыливание слуха» или «усталость ушей», но серьёзного значения ты этому не придаёшь, верно? А вот зря.

Опять же, слуховой аппарат современного человека — инструмент очень гибкий. В целях безопасности, после даже не очень длительного воздействия громких, резких и прочих не вполне естественных для нас звуков — наши уши к ним привыкают. На фестивалях и концертах киловатты звука уже ко второму треку становятся нормой, в шумных цехах токарю не нужны беруши, неумолкающие звонки телефонов в офисе становятся обычным делом и так далее.

Адаптируя к музыке: 4-й раз слушая зацикленную часть микса, тощий на самом деле бас становится нормальным, тарелки и хеты не такими уж и ядовитыми, а вокал перестаёт плохо читаться за партией синтезатора. Это состояние и называют замыливанием слуха. Ловушка заключается в том, что в такие моменты действительно нужное и адекватное звучание инструмента для тебя будет как раз «неправильным».

Эффект нелинейности слуха

Да-да, тоже заложено в нас природой:) Человеческий слух нелинеен, что экспериментальным путём подтвердили учёные Флетчер и Менсон. Возможно, тебе приходилось уже видеть их график:

кривая Флетчера-Менсона

Что это значит? А то, что в зависимости от уровня громкости (а также от качества контрольных мониторов, твоего возраста, физического и психического здоровья) восприятие частотного спектра может значительно отличаться. Но в любом случае, чем тише общая громкость, тем громче воспринимаются средние частоты (особенно в пределах 3-5kHz) на фоне низких и высоких частот. Поэтому будь готов к тому, что на разных громкостях, даже одинаковые сигналы будут звучать по-разному.

Пожалуй, этого материала достаточно чтобы получить базовое представление об эквализации. Дальше более предметно поговорим о работе с эквалайзером.

Приём «короткая секвенция» Где купить Ableton Live в России