Итак, наша домашняя студия для саундпродакшна (за исключением звукоизоляции, о которой ещё поговорим), можно сказать, укомплектована. В данный момент в ней есть всё необходимое для работы со звуком: его мониторинга, обработки, вывода и т.д. И этого набора вполне достаточно если нет необходимости записывать вокал и инструменты.

Думаю, не нужно объяснять, что аудиосигналы попадают в нашу DAW тремя способами: мы используем уже готовые семплы, сохраняем в аудио midi-партии виртуальных инструментов или записываем звук самостоятельно. Иного не дано.

О первых 2-х способах (а также о способе записи инструментов «в линию») на этом блоге будут отдельные посты. Сегодня же речь пойдёт только о том, как с помощью микрофона организовать достойную запись звука в условиях домашней студии. Ладно, прелюдия уже изрядно затянулась, поехали!

Какие бывают микрофоны

Основными отличительными особенностями микрофонов являются принцип работы и направленность.

Так, по принципу работы микрофоны бывают: ленточными, ламповыми, электретными, динамическими, конденсаторными. Возможно, есть ещё какие-либо подвиды, которые я упустил. Но, если попытаться найти универсальный микрофон для домашней студии (на котором дополнительно могут также лежать функции записи подкастов, обеспечения живых выступлений и т.п.), то даже из этого списка нам будут наиболее интересны только динамические и конденсаторные микрофоны.

Почему? Ну, хотя бы потому, что динамические и конденсаторные микрофоны преимущественно: а) дешевле; б) имеют более широкую область применения; в) более терпеливы к сложным условиям хранения и эксплуатации.

Какой тип микрофона купить в домашнюю студию

Хорошо, круг значительно сузился. Теперь, не вдаваясь в подробности промышленного уровня, выясним основные отличия динамических микрофонов от конденсаторных:

  1. Динамические микрофоны более устойчивы к негативному воздействию окружающей среды (влажности, температурам и т.п.);
  2. Чувствительность динамических микрофонов, как правило, ниже, чем конденсаторных, поэтому, с одной стороны запись теряет в качестве, а с другой — маскируются огрехи вокалиста или музыканта;
  3. Конденсаторные микрофоны обычно стоят дороже динамических аналогов;
  4. Конденсаторные микрофоны способны передавать более полно передавать частотный диапазон;
  5. Конденсаторный микрофон требует фантомного питания (+48V). К слову, это не проблема, а особенность — современные микшерные пульты или предусилители аудиоинтерфейсов в подавляющем большинстве имеют эту опцию.

Так какие же практические выводы можно сделать с помощью этой информации? Уверен, тебе и так всё стало понятно, но история микрофонов насчитывает уже не одно десятилетие, что позволило профессионалам накопить некоторый опыт. Суть его в следующем:

  • Динамические микрофоны идеально подходят в качестве концертных: как для вокала, так и для подзвучивания инструментов на сцене;
  • Динамический микрофон идеален для записи гитар и бас-гитар через комбик;
  • Если нет возможности купить несколько микрофонов под различные задачи — на первое время в качестве универсального микрофона лучше выбрать динамический;
  • Нужна высококачественная запись, имеются опытный вокалист и акустически подготовленное помещение — твой выбор конденсаторный микрофон.

Направленность микрофона и дополнительные аксессуары

Не спеши в интернет-магазин, это ещё не всё. Выше я уже писал, что кроме принципов работы при выборе микрофона нужно также учитывать и его направленность.

Говоря простым языком, направленность микрофона означает то, как он снимает звук вокруг своей оси. То есть, например, словосочетание «пушечный микрофон» означает, что в такой микрофон будет воспринимать только звук, источник которого находится в одной оси с самим микрофоном; «кардиоидный микрофон» будет снимать звук спереди и, немного слабее, по бокам микрофона; «двунаправленный микрофон» (или «восьмёрка») — снимает звук с двух противоположных направлений и т.д.

Наиболее подходящим вариантом для записи вокала в домашней студии будет, конечно, микрофон с кардиоидным типом направленности.

Ну вот, теперь информации для выбора, пожалуй, достаточно. Что касается дополнительных аксессуаров. Это не обязательно, но всё-таки рекомендую сразу обзавестись такими штуками:

  1. поп-фильтр (или ветрозащита) — для фильтрации резонансов при произношении глухих и шипящих согласных, а также для защиты микрофона от слюны;
  2. крепление типа «паук» — для нейтрализации вибраций, качаний микрофонной стойки и т.п.

Ну и, традиционно, помогу сохранить несколько часов или даже дней выбора, перечислив гарантированно качественные и относительно недорогие микрофоны для студии.

Микрофоны, которые можно смело брать в домашнюю студию

Бюджетные варианты: SHURE SM58, SHURE SM57, Октава МК-419, Audio-Technica AT2035, AKG C3000

Дорогие, но качественные: Neumann TLM 103, Rode NT-2A, AKG C414, Rode K2, Audio-Technica AT4050

Эй, а что насчёт USB-микрофонов?

В последнее время на рынке появляется большое количество usb-микрофонов. Некоторые производители даже дублируют свои классические модели моделями, работающими по usb. В таких микрофонах уже встроен преобразователь аналогового сигнала в цифровой, поэтому для их подключения не нужно аудиокабелей и аудиоинтерфейса.

Вообще, это, конечно же, удобно. Для подкастов, например. Но в студию звукозаписи их брать пока рано — качество АЦП у usb-микрофона будет заведомо ниже АЦП профессионального аудиоинтерфейса.

Как выбрать студийные мониторы Книги по звукорежиссуре и физике звука