Перед тем, как начать подступаться к реализации саб-баса нужно вспомнить что это такое в принципе. А саб-бас — это звук, занимающий инфранизкий диапазон частотного спектра: ~ 12-45Hz.

Казалось бы, всё просто: поднял эквалайзером эти частоты и задрожит земля:) Но обычно сабовая часть содержит такое количество грязи, что проседает общая громкость трека, саб просто гудит и теряется весь грув трека. Поэтому лучшим решением в таком случае будет как раз наоборот — полностью вырезать низ от ~30Hz и сгенерировать его заново.

Есть два одинаково надёжных способа ввести в трек саб-бас: использовать уже готовые семплы и генерировать самостоятельно. Моя библиотека разбитых по нотам саб-басов есть в джентльменском наборе семплов, в этой же записи подробнее расскажу о втором способе. Итак,

В чём лучше всего генерировать sub-bass

Скажу сразу, это не более чем вопрос удобства. Подойдёт любой синтезатор, осцилляторы которого умеют выдавать синусоиду в пределах 15-70 Hz. На форумах продюсеры постоянно ищут какие-то специальные VST-синтезаторы, но это от недостатка базовых знаний из теории звука. Ведь идеальный саб-бас — это чистый синус.

Мне для реализации сабнизких звуков нравится использовать базовый синтезатор Ableton Live Operator и синтезатор Thor из Propellerheads Reason. Поэтому дальнейшие примеры будут описаны именно с помощью этих синтезаторов. Начнём с Operator.

Замечу, что процесс создания саб-баса нуждается в профессиональных средствах контроля. Сам понимаешь, если нет хотя бы бюджетных мониторов или наушников, ловить здесь тебе пока нечего

Накручиваем саб-бас в Ableton Live: Operator

Пожалуй, самый распространённый способ накрутки саб-баса синтезатором — выбрать синусоидальную волну осциллятора и играть низкими нотами, но мне этот способ не нравится. Получаемый звук сложно контролировать, возникают неприятные щелчки и т.д. Поэтому поделюсь альтернативными способами, которые использую в своей работе:

Первый способ (для быстрого результата и ленивых продюсеров)

Создаём midi-канал и добавляем на него Operator. Оставляем все его настройки по умолчанию, только отключаем осцилляторы кроме А (нижнего) и меняем у него буквально пару параметров: Fixed: On и Frequency: 40.1 Hz, как показано на картинке ниже:

Далее создаём midi-клип для нашего Operator-а, в котором растягиваем на всю длину нотку C3. Не торопись запускать клип — он сейчас выдаёт просто низкий гул. Саб-бас «игрок командный», поэтому нам нужны ударные, которые и будут накачиваться нашим сабом. Для примера я возьму готовый барабанный луп из джентльменского набора семплов и добавлю его на новый аудиоканал.

Ну а теперь заставим наш саб работать в одной связке с ударными. Для этого добавим на канал с сабом Gate с увеличенными значениями Attack и Release и активным блоком sidechain (получающим сигнал с канала ударных), как показано на картинке:

Теперь, запустив воспроизведение, ты должен услышать наш саб-бас в работе:

Разумеется, это всего лишь быстрый пример и для разных треков приведённые настройки скорее всего не подойдут. Поэкспериментируй с параметром Frequency Operator-a и настройками Gate, дальше расскажу о другом способе, который я чаще всего применяю в работе.

Второй способ (для перфекционистов)

Этот способ немного сложнее, но результат мне нравится больше, чем в технике, описанной выше. Начнём.

Как и в первом случае, нам нужен канал, на который добавлен Operator с одним активным осциллятором. Его настройки мы немного подкорректируем: Fixed: On, Frequency: 40.9 Hz, Attack: 22.4 ms, Decay: 5.8 s, Sustain: -infinity, Release: 588 s:

Теперь создаём для этого Operator-a midi-клип и ноткой С3 прописываем в нём такой вот простой рисунок:

Дальше кликаем правой кнопкой мыши по параметру Decay осциллятора, выбираем пункт «Show Modulation» и в блоке огибающих нашего midi-клипа рисуем что-то наподобие вот такого:

Основной принцип такого рисунка заключается в том, чтобы перед началом воспроизведения следующей ноты синтезатора звук нашего саба успевал затихать. Тогда он будет идеально отрабатывать без каких-либо артефактов. Послушаем что у нас получилось:

По-моему, неплохо для пары минут потраченного времени:) И это лишь самый простейший пример, в реальной работе, разумеется, рисунок прописывается более тщательно, вешаются дополнительные эффекты обработки (я, например, люблю немного «подкрашивать» саббас сатуратором) и т.д. Как говорится, дальше дело вкуса. Экспериментируй.

Накручиваем саб-бас в Propellerhead Reason: Thor

Пользователи Reason — люди по умолчанию креативные и находчивые, поэтому вам могу сказать лишь то, что процесс наруливания саба для вас аналогичен тому, что я описал для Ableton Live. Стоит лишь добавить, что генерировать низ нужно третьим осциллятором синтезатора Thor в режиме Low-Pass фильтра.

Если есть каки-либо вопросы по теме этой записи, прошу в комментарии.

На каком языке петь О пользе всегда доступного диктофона