В предыдущей записи мы рассмотрели важность качественного мониторинга и выяснили что нужно знать о профессиональных студийных мониторах. Сегодня поговорим о контрольных наушниках (внимание — не диджейских, это совершенно другой разговор) и на что стоит обратить внимание при выборе, погнали:

Для начала нужно разобраться для каких целей в студии используются наушники. Подсознание наверняка тебе сейчас подсказывает примерно такие варианты: контроль громкости и панорамы, тщательная корректировка пространства и реверберации, настройка тембра звука синтезатора... Стоп-стоп-стоп! Нет, друг мой, как это ни покажется парадоксальным, среди этих версий правильных нет. Все эти действия (а также тюнинг компрессии, эквализацию и т.п.) нужно проделывать как раз-таки на контрольных мониторах.

Кстати, рекомендую взять за правило не прослушивать материал в наушниках на максимальной громкости, а если по каким-либо причинам этого не избежать — обязательно делай перерывы каждые 20-25 минут. Слух посадить легко, восстановить — как minimum не просто. Не шути с этим, далеко не у всех жизнь заканчивается в 27;)

Основные задачи наушников в студии это всё-таки:

  1. Запись инструментов и вокала;
  2. Точная корректировка сигнала: точки начала-конца семпла, исправление фазовых искажений и т.п.;
  3. Работа с сложных условиях: ночью, при ремонте за стеной, в дороге и т.д.;
  4. Временная замена мониторам.

Ну а вообще, конечно, идеальные наушники — те, в которых можно проделывать весь продакшн «от и до». Такие наушники характеризуются ровной АЧХ, которую я упоминал в посте о студийных мониторах, качеством исполнения и, конечно же, удобством. Попробуем выбрать достойные модели из огромного количества имеющихся сейчас на рынке.

Основные характеристики студийных наушников

Или на что обращать внимание при выборе профессиональных наушников для работы со звуком.

  1. Диапазон воспроизводимых частот
    Всё предельно просто — чем шире спектр воспроизводимых частот, тем больше нюансов слышишь (ну или чувствуешь, если частоты выходят за пределы человеческих возможностей — примерно за 5-35000 Гц);
  2. Линейность АЧХ
    Здесь аналогично студийным мониторам — максимально ровная АЧХ даёт максимально честный контроль;
  3. Качество исполнения, длина провода и возможность замены расходников (амбюшюров, кабеля, переходника Jack-miniJack). Наушники приобретаются надолго;
  4. Конструкция чашек (открытые или закрытые)
    Чуть ниже расскажу об этом подробнее;
  5. Импеданс (сопротивление)
    Чаще всего профессионалами используются наушники с высокими (например, 250Ом или выше) значениями сопротивления. Кстати, не бойся, — «раскачать», раскрыть их сможет любой хороший аудиоинтерфейс, а уже при желании можно дополнительно обзавестись качественным усилителем;
  6. Твоё личное удобство
    В общем-то, если модель тебе давит на черепную коробку уже через 1,5 минуты тестирования в магазине, ну или чашки малы для твоих ушных раковин — сам понимаешь, лучше попробовать другой вариант.

Я не включил в этот список цену, на популярных моделях наушников и их доступности ещё остановимся подробнее.

Какие наушники выбрать, открытые или закрытые

Закрытые наушники целесообразно использовать только при записи или при необходимости поработать в сложных условиях (ночью, в транспорте, если ребёнок дома и т.п.), а также при живых выступлениях. Их конструкция обеспечивает 2-хстророннюю звукоизоляцию, но звуковое давление быстро утомляет.

Открытые наушники, наоборот, требовательны к условиям, но в них будет комфортнее работать над сведением трека, корректировкой тембров и прочей студийной рутиной, занимающей > 70% всей работы. Ещё один важный момент: в одной ценовой категории у моделей с открытой формой чашек обычно более ровная АЧХ в сравнении с закрытыми аналогами.

Популярные модели бюджетных мониторных наушников

Хочу сразу отметить — в этом списке не будет «битс аудио», «коссов» и им подобных наушей для прослушивания музыки из носимых плееров. Мы говорим о недорогих профессиональных моделях, которые можно прикупить в качестве своих первых наушников или при ограниченном количестве денег.

Sennheiser HD 380 PRO (~$90) • Roland RH200 (~$100) • Sennheiser HD 280 PRO (~$130) • Audio-Technica ATH-M50 (~$140) • AKG K271 mkII (~$140) • AKG K72

Популярные модели профессиональных мониторных наушников

В этом списке представлены наушники, которые уже заслужили достойное место в студиях профессионалов, и стали своего рода эталонами:

Beyerdynamic DT 770 Pro (~$200) • Beyerdynamic DT 990 Pro (~$280) • Sennheiser HD650 (~$400)

Ну вот, собственно, и всё, что нужно знать о студийных наушниках перед покупкой. Что касается меня, я использую 2 пары наушников: закрытые JTS HP-535 за $45 при записи и Beyerdynamic DT990 Pro 250Oм для всей остальной работы.

Есть что добавить — прошу в комментарии.

Книги по звукорежиссуре и физике звука Как выбрать аудиоинтерфейс