Развивая тему маршрутизации аудиосигналов в Ableton Live, сегодня на очереди ещё один отличный пример.

Проблема: канал с sidechain нельзя «зафризить»

Я уже писал об опции freeze в записи о приёмах, упрощающих работу с Ableton Live. Правда, там была речь о «заморозке» midi-каналов, поэтому на всякий случай напомню, что опция Freeze Track (вызывается ПКМ по названию канала) позволяет экономить CPU компьютера. Это достигается благодаря тому, что звук из канала со всей имеющейся в инсерте обработкой перегоняется в аудиодорожку, которая и воспроизводится вместо сложных цепей эффектов этого канала.

И всё бы хорошо, но если нам понадобится применить freeze на управляющем или управляемом через sidechain канале, Live выдаст ошибку «этот канал не может быть заморожен, так как используется в сайдчейн-цепи». Упс.

Но огорчаться нет причин — Ableton Live тем и хорош, что для реализации каких-либо нужных действий почти всегда можно найти альтернативный вариант.

Решение: реализуем sidechain через return-канал

Основной принцип заключается в следующем: нам нужно вынести компрессор, в котором будет реализовываться сайдчейн-эффект, в специально созданный для этого канал возврата, а управляющий сигнал для этого sidechain — в другой ретёрн-канал. Таким образом мы исключаем наши основные каналы из цепи, поэтому их можно будет фризить.

Витиевато получилось, согласен. Поэтому попробую объяснить на несложном примере.

1. Создаём 2 аудиоканала

На один из них закинь луп ударных (он будет управляющим для sidechain), на другой какой-нибудь атмосферный пэд или любой другой звук, который будем раскачивать.

2. Audio To обоих каналов → в Sends Only

Это принципиально важный момент. Так мы указываем, что весь звук из наших каналов отправляется только на return-каналы. Если при воспроизведении слайдеры громкости наших каналов изменили цвет на непривычный — значит, мы всё делаем правильно.

3. Создаём 2 новых return-канала

На первый (назовём его «chainIn») соответствующим кнобом сенда (выкручиваем его на максимум) посылаем звук из аудиоканала с ударными (канал «beat»), на второй (который на картинке ниже «chainOut») по аналогии посылаем звук с канала с нашим пэдом («pad») и создаём в нём компрессор.

4. Производим финальные настройки

Для того, чтобы связать наши ретёрн-каналы, на канале «chainIn» жмём ПКМ по кнобу сенда, отвечающего за посыл на канал «chainOut» (на котором у нас компрессор), активируем его (выбрав в контекстном меню опцию Enable Send) и выкручиваем его на максимум.

Теперь активируем блок sidechain компрессора канала «chainOut», указываем в поле Audio From наш return-канал «chainIn», слушаем результат и при необходимости настраиваем остальные параметры компрессора. Вот и всё. В результате наша цепь должна выглядеть так:

sidechain через return-каналы в Ableton Live

Теперь и к каналу «beat», и к «pad» можно применять опцию Freeze Track.

Да, кстати, в виде приятного бонуса мы таким образом получаем возможность накачивать одним sidechain-компрессором любое количество каналов без необходимости компоновать их в группы. Для этого достаточно настраивать их по аналогии с каналом «pad»: выбираем вывод аудио только на сенды и выкручиваем посылы на сайдчейн-компрессор в максимум.

Удачи!

Ableton Live 9.5 Ускорение работы с помощью темплейтов