Привет, друзья! Решил опубликовать несколько интересных приёмов, которые чаще всего использую в работе:

  1. Фейды (fades).
    Отличная штука для удаления щелчков и других косяков в начале и конце аудиофрагмента. Вызывается в режиме аранжировки в выпадающем меню под названием канала. Ещё одна область использования: в связке с опцией Consolidate при нарезке аудиодорожек для любителей метода Cut'n'paste.
  2. Плавные кривые автоматизации.
    Плавные кривые автоматизации (появились только в Ableton Live 9) сделать элементарно: наводим мышь на линию автоматизации между точками, где нужна кривая, зажимаем ALT и тянем линию.
  3. Изменение музыкального размера трека.
    Сейчас уже даже в танцевальной музыке не редкость услышать отличный от классических 4/4 размер. В трансе, например, очень часто целые треки или их части идут на 3/4. В Ableton Live изменить размер с любого места композиции элементарно: в режиме аранжировки в нужном месте наводим курсор под номером такта (курсор должен принять форму динамика) и кликаем ПКМ. Выбираем Insert Time Signature Change и устанавливаем нужный размер.
  4. Проверка микса на моносовместимость.
    Прослушать микс (или любой интересующий канал) в Ableton Live в моно элементарно: просто добавляем на мастер или нужный канал аудиоэффект Utility в режиме стерео с параметром «Width» равным 0%.
  5. Группировка каналов.
    Эта простая вещь хорошо облегчает работу со связанными каналами и экономит полезное пространство Ableton. Например, записал я дабл-треком несколько партий гитар и планирую их эквализировать и немного скомпрессовать с одинаковыми параметрами. Просто выделяю нужные мне каналы с гитарами и жму CTRL + G. Теперь можно использовать один компрессор и один эквалайзер на всю группу.
  6. Склеивание клипов (аудио или midi) одного канала.
    Чтобы склеить в единое целое, например, два или более разных семплов на канале, нужно выделить эти клипы и воспользоваться комбинацией клавиш CTRL + J. Помимо того, что эта простая мера просто визуально организует рабочее пространство, также обрезается лишняя информация об обрезанных частях семплов, что немного разгружает CPU.
  7. Мьют (mute) первых 10-и каналов.
    Для того, чтобы выключить канал при сведении, записи или лайв-игре, вовсе необязательно попадать по заветной кнопке каждого канала — первые 10 каналом можно мьютить нажатием функциональных кнопок на клавиатуре. Например, третий канал включается/выключается клавишей F3, седьмой — F7 и так далее.
  8. Активация и деактивация клипов.
    Чтобы отключить ненужные звуки, не нужно автоматизировать мьют трека и, уж тем более, удалять аудио- или миди-клип — достаточно выбрать нужный клип и нажать 0 на клавиатуре. Если клип снова понадобится, просто выбери его и нажми 1. Кстати, таким же способом можно деактивировать и миди-нотки.
  9. Быстрый Loop любой части трека.
    При работе над аранжировкой или сведением трека часто нужно много раз проиграть какой-то отрезок трека. Облегчить и ускорить процесс поможет нехитрый приём: в режиме аранжировки на любой дорожке выделяем курсором нужный отрезок и жмём CTRL + L. Всё, эта часть проекта закольцована.
  10. Точное попадание в значение при автоматизации.
    Не всегда удаётся точно попадать в нужное значение при рисовании кривых автоматизации. Максимально точных значений в точках можно добиться зажимая CTRL.
  11. Slice to new MidiTrack.
    Отличная штука для вариативной работы с аудиоматериалом. Я уже достаточно подробно описывал этот приём в одной из предыдущих записей.
  12. Freeze track для midi-канала.
    В применении этой опции есть 2 положительных момента. Во-первых, фриз на канале с большим количеством автоматизаций и эффектов освобождает память и вычислительные ресурсы компьютера, а во-вторых, без лишних движений переводит midi-дорожку в аудио, что позволяет производить с каналом манипуляции, доступные аудиосигналам.
  13. Быстрая навигация по содержимому канала.
    Переключаться между midi- или аудиоклипом канала и его эффектами можно по хоткею SHIFT + TAB. Ускоряет работу без преувеличения в десятки раз.
  14. Collect all and Save.
    Эта опция в пункте меню File прикрепляет все используемые в текущем проекте семплы и пресеты, что обеспечивает их сохранность даже при случайном удалении семплов с компьютера или при переносе проекта на другой компьютер (после вызова Collect all and Save все семплы и пресеты сохраняются в папке проекта). Единственный минус — увеличение размера проекта.
  15. Замыкание сендов return-каналов на самих себя.
    Интересный приём, регулярно пользуюсь. Суть такого замыкания в том, что сигнал, отправленный на «замкнутый» return-канал, заводится и образовывает бесконечный цикл. Впрочем, тут лучше один раз попробовать самому, чем об этом читать.
    Реализация: добавляем на return-канал аудиоэффект (например, delay), кликаем по фейдеру сенда этого канала правой кнопкой мыши и выбираем пункт Enable Send, после чего поворачиваем ручку сенда на -12dB или больше. Теперь добавляем уровень этого сенда на канале, сигнал которого нужно замкнуть и жмём play. Внимание! перед началом экспериментов рекомендую повесить на замыкаемый return лимитер.
  16. Реверс нот в midi-клипе.
    Развернуть мелодию в миди-клипе предельно просто: выделяем все ноты клипа (CTRL + A), кликаем правой клавишей мыши по пиано-роллу клипа и выбираем самый нижний пункт меню (Stretch Notes). Перед первой и последней нотой появились маркеры. Меняем их местами, перетягивая мышкой, и клип «разворачивается».
  17. Комплексное изменение параметров.
    Если нужно изменить, например, уровень громкости на нескольких каналах, просто выделяем эти каналы с зажатым CTRL и на любом из них двигаем слайдер громкости. Очень удобная вещь.
  18. Warping семплов в режимах texture и tones.
    Добавляем семпл на аудиоканал, заходим в настройки этого аудиоклипа, если не зажата — зажимаем кнопку Warp, ставим маркеры в начале и конце аудиофрагмента и тянем правый маркер насколько это возможно вправо. Выставляем режим ворпинга texture или tones, добавляем аудиоэффекты по вкусу и нарезаем себе новые семплы
  19. Сохранение пресетов
    Эта простая штука очень хорошо облегчает работу с Live. Вот смотри: у тебя в одном из проектов есть канал с drum rack на нём. В drum rack отличный и уже сбалансированный по уровню и эффектам набор перкуссии. Нет необходимости каждый раз отслушивать и добавлять семплы в драм рек для другого проекта — просто нажми иконку дискеты в правом верхнем углу уже готового драм река и присвой имя пресету в браузере (подсветится автоматически). Теперь он доступен для добавления в любой твой проект.
    drum rack взят в качестве примера. Такой же механизм работы с пресетами доступен для любого инструмента или эффекта Ableton.
  20. Создание стартового темплейта
    Чаще всего начало работы над проектом происходит одинаково: создаются несколько return-каналов с пространственными эффектами (дилеи, ревербераторы разного типа и тому подобное), а также добавляются динамические эффекты на мастер-канал. Затем отстраиваются параметры этих эффектов и начинается основная работа. Так вот, приятель, нет необходимости каждый раз тратить время на эту «вводную» часть, нужно просто раз и навсегда подготовить хороший темплейт для работы.
    Делается это следующим образом: в пустой проект добавляешь все необходимые каналы и эффекты, заходишь в пункт меню OptionsPreferences → вкладка File Folder и в самом верху окна настроек жмёшь кнопку Save напротив верхнего пункта «Save current Set as Default». Готово! Теперь каждый новый проект содержит все твои настроенные каналы.
  21. Разворот интерфейса Live на весь экран.
    Просто удобно работать:) F11

P.s. Постепенно буду добавлять новые приёмы. Если тебе есть что добавить в этот список — прошу в комментарии.

Звуки космоса и переговоры космонавтов Вокал — тоже инструмент