Если ты ещё не используешь send-ы и return-каналы, попробую тебя убедить в том, что ты поступаешь неправильно. Итак,

Что такое send и return на канале микшерного пульта?

Надеюсь, ты помнишь из школьного курса физики, что в электрическую цепь приборы могут подключаться как последовательно, так и параллельно. Так вот, с аудиосигналами может быть также, и роль параллельно подключенного прибора в маршрутизации (роутинге) аудиосигналов как раз выполняют эффекты, расположенные в return-каналах. Думаю, это понятно, теперь назовём вещи своими именами:

Return (или возврат) — специальный канал микшера, предназначенный не для инструментов, а для эффектов, которые должны применяться к нескольким инструментам микса параллельно. При этом результат работы return-канала не заменяет обрабатываемый звук, а лишь подмешивается к нему. По умолчанию обработанная эффектами возврата копия сигнала возвращается в мастер-канал микшерного пульта.

Как говорится, лучше один раз услышать. Оба семпла ниже обработаны ревербератором с одинаковыми настройками, только в первом случае он подключен последовательно (в insert), а во втором — параллельно (в return):

 
 

А, в свою очередь, send (или посыл) — это параметр, который отвечает за количество посылаемого на конкретный return сигнала. Таким образом, классическая схема работы каналов возврата выглядит следующим образом:

пример цепи send-return

Иногда можно встретить термин AUX. Под AUX-ом чаще всего подразумевается аудиоканал с эффектами, на который последовательно посылается аудиосигнал с источника звука. Зачем и как это делается расскажу позже в записи про роутинг сигналов

Режимы работы return-канала: pre-fader и post-fader

Микшерные пульты современных DAW имеют возможность выбора нужного режима работы каналов возврата. Здесь тоже предельно просто:

  • Режим pre-fader означает, что посыл на return-канал производится ДО регулятора уровня громкости канала с инструментом;
  • В режиме post-fader, наоборот, посыл производится ПОСЛЕ регулятора громкости.

То есть, если ты в pre-fader-ном режиме уберёшь громкость канала, то на return-канал звук всё равно будет поступать.

Преимущества использования каналов возврата

Уверен, ты уже и сам видишь плюсы от активного использования в работе return-ов, но тем не менее:

  1. При переносе наиболее используемых аудиоэффектов на каналы возврата значительно освобождаются ресурсы процессора. Ну это логично: вместо использования, например, 5 требовательных к ресурсам _ревербераторов_ — используется только один;
  2. Использование каналов возврата делает звук более насыщенным;
  3. Обработка нескольких каналов одним набором эффектов делает микс более цельным.

Ну что, убедил в том, что возраты не только можно использовать в работе, но и нужно? Добавлю лишь, что хрестоматийный пример использования return-ов — 3-4 канала, в которых расположено по ревербератору с разными настройками для реализации так называемых планов.

Но это лишь малая часть потенциала возвратов. Не ограничивай себя ни количеством каналов, ни набором эффектов в них, ни количеством эффектов в каждом return-канале. Это такая же творческая вещь как и всё остальное в саундпродакшне. Экспериментируй!

Ну а я сейчас на примере Ableton Live покажу как работать с return-каналами.

Использование return-каналов в Ableton Live

По умолчанию в Live 2 return-канала1, в режиме сессии они расположены справа рядом с мастер-каналом. Итак, как их заставить работать? Да всё максимально просто, смотри гифку:

send return в ableton live

Кстати, сигнал с возврата можно направить не на мастер-канал, как указано по умолчанию, а на аудио-канал с последующей его обработкой. Но _о маршрутизации в Live_ я расскажу чуть позже, а пока запускай свою DAW и начинай экспериментировать. Удачи!

1 добавить return-каналы в Ableton Live можно комбинацией горячих клавиш CTRL+ALT+T или клик правой кнопкой мыши по свободному от каналов месту в полосе где располагаются названия каналов и выбрать пункт «Insert Return Track».

Золотое сечение в музыке Как автоматизировать VST в Ableton Live