​Уверен, каждый продюсер, который хоть что-то слышал (а может быть вовсе и не слышал) о принципах золотого сечения, задавался вопросом как это работает в музыке и работает ли вообще? Кто-то искал способы скрестить музыку с математикой ради простого любопытства, кто-то, вероятно, ищет формулу создания крутого тембра, удивительной гармонии, хитовых треков целиком и тому подобное. Предлагаю вместе разобраться если ли в этом смысл.

Что такое золотое сечение

Изначально термин «золотое сечение» был введён в обиход художниками эпохи Возрождения как результат открытия зрительных центров на картинах того времени. Считалось, что расположение главного элемента композиции в одном из таких зрительных центров обеспечивало успех картины.

Со временем принцип золотого сечения широко распространился: его стали замечать и в архитектуре, и в поэзии, и в скульптуре. В наше время его норовят примерить вообще куда угодно. Неудивительно, что золотое сечение уже стало поводом для разного рода интернет-мемов:

По определению, золотое сечение — это деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине.

Наиболее часто цитируемый пример на эту тему — рисунок Леонардо да Винчи «Витрувианский человек», где: длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырех пальцев равна ладони, ступня составляет четыре ладони, локоть составляет шесть ладоней, высота человека составляет четыре локтя (и соответственно 24 ладони), шаг равняется четырём локтям, размах человеческих рук равен его высоте, расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты, расстояние от макушки до подбородка составляет ⅛ его высоты, расстояние от макушки до сосков составляет ¼ его высоты, максимум ширины плеч составляет ¼ его высоты, расстояние от локтя до кончика руки составляет ¼ его высоты, расстояние от локтя до подмышки составляет ⅛ его высоты, длина руки составляет ⅖ его высоты, расстояние от подбородка до носа составляет ⅓ длины его лица, расстояние от линии волос до бровей ⅓ длины его лица, длина ушей ⅓ длины лица.

Ну хорошо, а что всё-таки по поводу музыки?

Золотое сечение и музыка

Когда говорят о золотом сечении в музыке, под этим подразумевается достижение определённых пропорций при построении композиции, в аранжировке и других этапах создания трека.

Разбор заинтересованными лицами большого количества музыкальных произведений, которые по праву могут считаться великими, показал, что подавляющее их большинство выполнено как раз с применением пресловутого золотого сечения (неосознанно, разумеется).

Также ещё в начале ХХ-го века русский исследователь Розенов выявил множество закономерностей в области музыкальной формы, которые были так или иначе связаны с золотым сечением (нагуглить несложно). Скептики подвергают его выводы критике, считая эти наблюдения «высосанными из пальца» и чересчур заострёнными в наиболее приближенных к истине местах, но работа Розенова в этом направлении достаточно сильно повлияла на представление о многих музыкальных закономерностях. Тот же Саймон Посфорд упоминал о своих экспериментах в этом направлении.

В общем, если любопытны подробности — в сети есть много материала на эту тему, а я от себя хочу сказать следующее:

Ты не первый задаёшься этим вопросом, дружище, а результаты, как видишь, невнятны. Ради общего кругозора, пожалуй, можно углубиться в тему, но всё же музыка не математика, поэтому оставь золотое сечение учёным и разного рода теоретикам и пиши музыку так как тебя прёт изнутри.

Ты ведь не пытаешься дышать или заставить биться сердце по принципам золотого сечения, верно? А получается идеально. То, что заложено в каждом из нас, будет посерьёзней золотого сечения и других известных ныне математических формул вместе взятых. В том числе это касается и музыки. А вот тут уже действительно есть над чем подумать;)

Кстати, смотрел фильм «Пи» Аронофски? Если нет — готов порекомендовать. В двух словах, это история математика, у которого отъехала крыша на почве поиска системы мирового устройства

Share:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *