Есть несколько этапов создания музыкального произведения (ну или, проще говоря, трека). О них мы сегодня и поговорим. Итак,

Сочинение основной темы

Именно здесь обычно всё и начинается. Самая простая, но в то же время и самая важная часть всего процесса. Ведь если идея слаба, то все остальные этапы просто трата времени. Максимум — тренировка just for fun.

Чаще всего идея приходит в самый неподходящий момент:) Но это совсем необязательно, основную тему можно (и так тоже происходит очень часто) сгенерировать. Происходит это, к примеру, при тестировании нового midi-контроллера, нестандартном решении в цепи эффектов или во время джем-сейшена, как это происходит в джазовых коллективах. Проще говоря — во время экспериментов.

Главным отличием сочинения основной темы трека от всех остальных этапов заключается в том, что это самая непредсказуемая часть процесса создания музыки и здесь не работают какие-либо «формулы» и советы.

Запись

После того, как идея трека найдена, а партии хорошенько отрепетированы, предстоит перенести идею трека в DAW для дальнейшей работы. Здесь всё предельно просто: включаем метроном, надеваем наушники, включаем запись в секвенсере, берём микрофон или инструмент/midi-контроллер и наигрываем нужные партии. Взял не ту ноту, опоздал? Ну что ж, ещё один дубль. Пока не приходим к результату, который нас устраивает.

Как записывать — личное дело и вопрос опыта. Кто-то пишет коротенькими партиями (отдельно вступление, куплет, припев и т.д.), кто-то записывает весь трек всеми участниками коллектива одним махом. Понимание что в конкретном случае сработает лучше обычно приходит на практике.

Признаюсь, лично для меня запись — самая нервирующая часть процесса.

Создание композиции трека

Композиция достаточно драматичная штука, поэтому ей на Nch-nch обязательно будет посвящена отдельная запись. В контексте же описания всех этапов создания трека работу над композицией можно охарактеризовать одним словом — структурирование. То есть, мы определяем в какой последовательности у нас будут выстраиваться вступление, куплеты, бриджи, припевы, соло и кода.

Что нужно знать о правильной композиции? То, что от того, как она будет реализована во многом зависит интерес слушателя к нашему треку и вовлечение его в создаваемую нами атмосферу.

Аранжировка

В процессе аранжировки продюсер определяет целесообразность используемых в треке звуков и, при необходимости, принимает решение о замене, допустим, лидирующего инструмента на вокал, добавлении новых элементов (fx-звучков, _атмосфер_ и т.п.) или удалении лишних. Да, такое бывает очень часто:)

По большому счёту, основная цель выполнения аранжировки это создание ощущения завершённости трека и исправлении дисбаланса в звуковом пространстве.

Сведе́ние

Ооооо, дружище, именно сведение (или mixing — англ. смешивание) является самой обширной темой в саундпродакшне. Грубо говоря, сведение это наука о том как заставить десятки (или, не дай б-г, сотни) дорожек в рамках одного проекта читаться на фоне остальных дорожек, да так, чтобы они не мешали друг другу, а трек был громким. О том, как его правильно делать уже существует множество прекрасных книг, статей, видеотьюториалов и интервью. Но это не предел — такие материалы будут появляться ещё и ещё. И не менее хорошие, чем существующие.

Вообще, по статистике каждую минуту в мире появляется 4 достойных материала по сведению звука. Шучу:)

Это можно объяснить тем, что, во-первых, сведение процесс не менее творческий, чем генерация темы трека, а во-вторых, музыкальная индустрия очень быстро развивается, меняя условия прослушивания музыки, представления о качестве звука и т.п.

Ма́стеринг

Как ясно уже из названия, мастеринг — это работа с мастер-каналом, проводимая после того как дорожки трека хорошо сведены в одно целое. По сути, мастеринг это накачка уже готового трека «воздухом», расширение стереобазы и увеличение уровня громкости (если нужно).

Вокруг мастеринга больше всего разнообразных мифов. Это связано с тем, что главными его ингредиентами являются большой опыт и профессиональное оборудование высокого класса. Обычно продюсерам, которые работают в домашней студии, не хватает части этих ингредиентов (или вообще всех), поэтому сведённые миксы часто отдают на мастеринг специалистам.

Релиз и его продвижение

Когда деревья были большими, небо голубее, а апельсины слаще продюсеры компоновали несколько треков в альбом, передавали его лейблу, а тот, в свою очередь, организовывал выпуск материала на виниле или CD, а также занимался продвижением релиза по всем возможным каналам передачи информации.

_О роли лейблов на этом этапе_ мы тоже ещё поговорим подробнее, сейчас лишь скажу, что интернет изменил многое в таком подходе.

Заключение и выводы

Не нужно недооценивать какой-либо из вышеперечисленных этапов. Так, косяки записи обязательно всплывут при сведении, а плохо отмастеренный материал будет сложнее выпустить на лейбле.

Кстати, замечу, что перечисленные этапы совсем не обязательно должны располагаться в той последовательности, в которой приведены. Но чаще всего происходит именно так

Весь процесс может занять как 3-4 часа, так и несколько месяцев, а то и лет. Да, такое тоже не редкость. Но всё-таки, я заметил, что лучшие вещи получаются на одном дыхании за пару суток. Хотя это не закономерность, а лишь наблюдение.

Главная же мысль, которую я хочу донести этой статьёй, заключается в следующем: то, чем раньше занимались не меньше 4-5 специалистов высокого класса, теперь доступно каждому из нас в домашних условиях. И с одной стороны, это прекрасно, но вот с другой — для получения достойного результата нужно быть готовым к тому, что музыка будет поглощать много времени: не только на сам процесс, но и на получение знаний и наработку опыта.

Share:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *