У каждого из нас есть свой любимый способ создания музыки: кто-то просто надевает наушники и набивает midi-сообщения в секвенсер; кто-то пишет только ночью в полной темноте; кто-то пишет музыку стоя у стола с грувбоксом или контроллером, кто-то сначала наигрывает партии будущих инструментов на гитаре, а кто-то перебирает свою библиотеку семплов и полевые записи в поисках нужного звука… Но все мы упираемся в одну важную вещь.

Проклятие домашней студии

Технологии дали нам огромное преимущество — возможность работать в одиночку. Теперь любой из нас может дома проделывать весь цикл саундпродакшна, от записи до мастеринга и публикации релиза.

Расплатой за это преимущество оказывается не только увеличение числа ролей продюсера (сам себе музыкант, саунддизайнер, техник, звукорежиссёр, аранжировщик, композитор, мастеринг-инженер) и соответствующий этим ролям объём теоретических знаний. Не только и не столько.

Самой большой ценой за широкие технические возможности, на мой взгляд, стало снижение гибкости творческого процесса, вариативности разыгрывания материала и связанная с этим сложность в поиске грува. Но есть и хорошая новость: мы можем время от времени выходить за рамки домашней студии с помощью дружеских джемов.

Что такое джем?

Джем (или джем-сейшн) — это такие моменты, когда несколько музыкантов из разных проектов собираются вместе и играют (а при желании ещё и записывают) какой-нибудь музыкальный материал. Такой вот способ приятного времяпрепровождения — поиграть/потусоваться/пообщаться с другими музыкантами.

Да, кстати: не стоит путать джем-сессию с репетицией. Репетиция это периодическое оттачивание коллективом готового материала, а джем — это малопредсказуемое разыгрывание музыки на грани эксперимента и импровизации

Так вот, чем же хороши дружеские джемы конкретно для продюсеров, работающих только в домашней студии?

Ну, во-первых, это самый быстрый способ «вынырнуть» за глотком свежего воздуха если начинаешь замечать, что топчешься на месте: перестал развиваться и внедрять новые техники в работе.

Во-вторых, это прекрасная возможность взять на карандаш приёмы музыкантов, использующих живые инструменты, или фишки коллег-электронщиков.

В-третьих, это лучшее время чтобы познакомиться с интересными людьми, найти единомышленников, пообщаться на околомузыкальные темы вживую.

Ну и, в-четвёртых, это просто кайфово:)

Ты можешь сказать «блин, чувак, ну какие нафиг джемы — у меня только ноут и двухоктавная клавиатура? Да и вообще, я техно пишу». Было бы желание. Ничто не мешает тебе и твоим друзьям синхронизировать несколько Ableton Live или Propellerhead Reason через Link.

Аппаратные же грувбоксы и прочая техника может быть синхронизирована по midi-clock. Но даже если аппарата нет, а среди знакомых только гитаристы и прочие «рокеры» — можно прекрасно поиграть и с ними. Выводишь им метроном и погнали.

Где можно поджемить?

В любом городе сейчас можно найти студию или репетиционную точку в удобном для всех участников месте. Договориться о времени, подъехать, оплатить пару часов и играть.

Не подходит такой вариант? Опять же, было бы желание. Можно собраться хоть в квартире, просто в таком случае придётся играть только в наушниках.

Ворпинг длинных треков и ритмичных петель Splice как способ хранения проектов