Вот мы и подобрались к тому, без чего точно невозможно обойтись в современной студии звукозаписи — да-да, это средства контроля (ну, или мониторинга, что по сути одно и то же) звука. Поговорим о том, что это такое, для чего служит, чем отличается от бытовых акустических систем и на что нужно обращать внимание при выборе контрольных мониторов и наушников.
Вообще, есть мнение, что писать музыку можно с использованием обычных бытовых колонок, «домашних кинотеатров» и наушников-вкладышей, но я всё-таки рекомендовал бы обзавестись профессиональным оборудованием (пусть даже бюджетных линеек) — стандарты качества звучания современной музыки предполагают проработку таких нюансов микса, которые ты просто рискуешь не услышать на бытовой технике. Не в последнюю очередь это касается, например, реализации качественного саб-баса
Итак,
Что такое студийные мониторы и что отличает их от колонок, на которых ты слушаешь музыку
Существует несколько известных компаний, отдающих приоритет производству студийного оборудования для мониторинга. Его особенность заключается в воспроизведении звука с минимально возможным искажением. Так, например, если смягчение высоких частот и добавление громкости басу (для более комфортного прослушивания) системы 2.1 является нормой, то для профессиональных мониторов — это брак.
Именно ширина воспроизводимого диапазона частот и количество частотных искажений влияет на качество, а в результате на популярность и цену контрольной аппаратуры. При этом, если недостаток количества воспроизводимых частот можно исправить (например, купив сабвуфер), то проблемы с линейностью АЧХ (амплитудно-частотной характеристикой) решить нельзя.
Как я уже написал выше, помимо технических характеристик, у профессиональных средств контроля есть ещё одно отличие — цена🙂 Да, друг мой, нужно сразу готовить себя к тому, что не бывает качественных студийных мониторов дешевле $450 за штуку.
Хорошо, задачи контрольной аппаратуры и её отличие от бытовой техники разобрали, теперь поговорим немного подробнее.
Что нужно знать о студийных мониторах
Я не дам энциклопедических знаний, но опишу все нюансы, которые нужно учитывать при выборе и подготовке мониторов к эксплуатации.
- По возможности нужно подключать мониторы балансным способом специализированными кабелями. Это позволит свести к минимуму попадание в сигнал шума от разного рода электромагнитных наводок и помех. Особенно при подключении длинными кабелями;
- Не стоит полностью полагаться на мониторы. Для того, чтобы понять как твой микс будет звучать на акустике разного качества, нужно производить shit-контроль — прослушивать материал на офисных колонках, автомагнитоле и т.п.
- При установке мониторов нужно опираться на правило равностороннего треугольника: между мониторами должно быть примерно такое же расстояние, как от продюсера до каждого из мониторов. Лучше всего это иллюстрирует вот эта картинка:
- Если у мониторов фазоинвертер расположен сзади, нужно устанавливать мониторы как можно дальше от фронтальной стены;
- Дорогие, действительно хорошие мониторы способны раскрыть свой потенциал только в акустически правильно подготовленном помещении;
- Мониторы лучше ставить на отдельные стойки (например, такие или такие), но в качестве компромисса можно установить их и на рабочем столе. Единственный нюанс: в таком случае под них обязательно нужно подложить снижающий вибрации материал или специальные подкладки (вот такие, например);
- Контролировать саббас на подавляющем большинстве студийных мониторов, увы, не получится, т.к. нижний их спектр даже на 8-мидюймовых динамиках обычно заканчивается ~ на 40Hz. Как быть? Всё просто: купить дополнительно сабвуфер (идеальный вариант) или мониторить инфраниз в хороших мониторных наушниках.
Да, кстати. Некоторые модели мониторов предусматривают возможность подключения бытовыми разъёмами (типа «тюльпан»), но всё-таки рекомендую подключать нормальными кабелями с разъёмами типа XLR или Jack. Имей ввиду, что для этого варианта понадобится как minimum аудиоинтерфейс
Если ты уже немного погружен в тему, думаю, успел заметить что контрольные мониторы бывают ближнего, среднего и дальнего поля, а также пассивными и активными. Здесь всё предельно просто. Для домашней студии оптимально присматриваться к активного типа моделям ближнего или среднего поля, т.к. активные мониторы не требуют дополнительного усиления, а для мониторинга в дальнем поле — бытовое помещение (зал, спальня или кабинет) слишком мало.
По размеру основного динамика, уверен, тебе всё и так ясно, но на всякий случай скажу: чем меньше размер динамика (обычно эту цифру производитель указывает в названии модели в дюймах), тем меньше ты будешь слышать низких частот и, соответственно, будешь больше нуждаться в дополнительном контроле (сабвуфере или наушниках).
Вот, в принципе и всё, что нужно знать о студийных мониторах. Посмотрим модели, на которые стоит обратить внимание.
Популярные модели мониторов
Я условно разделю имеющиеся на рынке модели на два типа:
Бюджетные контрольные мониторы (до $500 за штуку)
В эту группу входят хорошие решения для бюджетной домашней студии (сбалансированные по известному соотношению «цена/качество»), оптимальные для начинающих продюсеров и музыкантов, которые больше генерируют идеи и играют нежели заморачиваются над качеством своего звука: Eve Audio SC207, JBL 305P, Focal Alpha80, KRK RP7, KRK 10S2 (сабвуфер), Mackie MR8 24, Tannoy Gold 7, Yamaha HS7
Хорошие контрольные мониторы
В эту группу можно включить студийные мониторы для продюсеров, музыкантов и звукорежиссёров, которые ради более полного контроля готовы к достаточно серьёзным вложениям: Adam A8X, Adam A77X, Adam Sub10 MK2 (сабвуфер для мониторов), Genelec 8040A, Genelec 8050BMP
Подводя итоги: при ограниченном количестве денег на оборудование для домашней студии, есть смысл расставить приоритеты следующим образом: студийные мониторы, акустическое оформление комнаты, мощный компьютер, аудиоинтерфейс, midi-контроллер, наушники.
И да, не спеши выбрасывать или продавать свои бытовые колонки — они тебе ещё пригодятся для «shit-контроля», чтобы выяснить как твой микс будет звучать у большинства слушателей.