Человек прошёл сложный и долгий эволюционный путь для того, чтобы получить способность пространственного восприятия окружающей среды. И сейчас установить точное расположение источников звука вокруг — для каждого из нас дело абсолютно пустяковое.

В саундпродакшне же с приходом «цифры» управлять пространством миксов стало значительно проще, и теперь мы при помощи колонок или наушников слушателя можем погружать его в реальные или совершенно незнакомые ему условия. Что ж, к делу.

Чем стерео отличается от моно

В отличие от моно, где, независимо от количества каналов, слушатель получает одинаковую аудиоинформацию, стереозвук трёхмерен. То есть, способен передавать информацию о расположении каждого источника звука: слева он или справа, ближе или дальше, перемещается в пространстве или статичен.

По сути, работа со стереобазой позволяет нам, продюсерам управлять размерами и глубиной создаваемого микса, детализацией каждого отдельного инструмента и наращивать драматизм происходящего в треке, что не только приносит удовольствие слушателю, но и облегчает процесс сведения.

Принцип и способы реализации широкого звучания

Базовый принцип работы со стереополем микса лежит на поверхности. Если ты внимательно прочёл вводную часть этой записи, то наверное уже догадался, что по-большому счёту, стерео это разница между звуком из левого и правого каналов. А что нам может помочь обеспечить эту разницу помимо панорамирования? Правильно, разные уровни громкости, психоакустические эффекты, задержка звука для одного из каналов, mid/side-обработка и отличающиеся параметры обработки в каналах.

Психоакустические эффекты я уже рассматривал отдельно, поэтому в этой записи на них останавливаться не будем

Поговорим о каждом из этих способов подробнее:

Панорамирование и уровни громкости

Как ты, наверное, знаешь, панорамирование инструментов в миксе позволяет смещать их влево или вправо относительно центра. Таким образом, мы можем «расставить» звуки вокруг слушателя, и кроме этого, изменяя уровни их громкости, приближать или удалять любой из инструментов трека.

Начинающие продюсеры часто бросаются панорамировать звуки в крайние положения, рассчитывая таким образом сделать широкий микс, но результат обычно звучит неестественно. Поэтому слушать такие треки (особенно в наушниках) больно тяжело.

Не перегибай палку — панорама не единственный способ расширения стереополя. Используй её по назначению, для сбалансированного позиционирования звуков.

Задержка звука и эффект Хааса

Если ты не поленился и прочёл книги по теории звука, то должен быть в курсе, что определить положение источника звука нам также помогает наличие и размер задержки, с которой он поступает в наши уши.

То есть, например, звук слева «считывается» левым ухом раньше, чем правым. Вопрос буквально пары десятков миллисекунд, но влияние, оказываемое на восприятие — просто огромное. Во многих источниках такой эффект можно встретить под названием «эффект Хааса».

Реализовать описанный приём можно продублировав дорожку с аудио- или midi-клипом, который нужно обработать, спанорамировать их в разные стороны и один из этих клипов задержать примерно на 5-28ms в ручную или средствами твоей DAW. Так, в Ableton Live на дорожках для этого есть параметр Track Delay:

задержка дорожки в Ableton Live

Но я обычно использую delay в миллисекундах. В качестве примера возьмём луп тамбурина и для чистоты эксперимента выведем его в моно:

 

Как слышишь, весь звук у нас в центре. Применим эффект Хааса с помощью Simple Delay со следующими настройками (на Utility внимание не обращай, им просто добавил громкости и сделал звук моно):

эффект Хааса в Ableton Live

Послушаем тот же луп теперь:

 

Это всего лишь сделанный за 2 минуты пример, обязательно поэкспериментируй с разными звуками и величиной задержки. Что касается меня, я обычно использую этот приём на ритмичных звучках из верхнего диапазона частот и разного рода fx-ах.

Mid/side (M/S) обработка звука

Тем, кто ещё не сталкивался с понятием mid/side, немного объясню: техника mid/side позволяет по-разному обрабатывать центральную и боковые части звука. Mid в названии означает сумму левого и правого каналов (моно), а side — разницу между ними (стерео).

Таким образом, мы можем, любым эффектом, поддерживающим mid/side-обработку (например, эквалайзером EQ Eigth Ableton Live), усилить стерео-составляющую звука и/или дополнительно её обработать другими эффектами. В одной из будущих записей «Nch-nch!» расскажу об этом способе подробней, а пока двинемся дальше.

Разные параметры обработки или дабл-трек

Ещё один надёжный способ получить широкое звучание — продублировать нужную дорожку, развести их по панораме и применить к ним разные эффекты. Допустим, на одной дорожке повесить едва заметную сатурацию, а на другой ревербератор с низким значением параметра dry/wet.

Я уже частично касался данной темы в записи про дабл-трек, освежи эту информацию в памяти и обязательно поэкспериментируй чтобы понять как это влияет на расширение звука.

Ну и напоследок:

Играем партию разными инструментами

Этот приём перекликается со способом разной обработки, отличие заключается в том, что нам нужно не дублировать один инструмент, а сыграть его партию другим. К примеру, в левом канале у нас по определённой секвенции звучит перкуссионный колокольчик, а в правый канал мы добавляем похожую секвенцию (или ту же, просто чуть заметно обрабатываем звук репитером) высокочастотного синта с металлическим окрасом.

Этого набора приёмов более чем достаточно для того, чтобы твои треки стали звучать широко и «по взрослому». Обязательно поэкспериментируй со всеми способами и проанализируй любимые треки известных исполнителей.

Бас и бочку — в mono

Напомню один важный момент. Все вышеописанные приёмы целесообразно применять на частотах примерно от 120Hz и выше, а вот низкочастотную составляющую микса нужно держать в mono. Ну или хотя бы в центре. Если уж очень хочется получить широко звучащий бас или бочку — используй лееринг.

Интервью с UNKLE Небольшие советы. Часть 7