Благодаря современным технологиям, процесс создания музыки давно эволюционировал из простого сведения нескольких дорожек в создание многослойных полотен из звуков и уже последующее переплетение их между собой.
Что такое лееринг
В большинстве треков, которые ты слышишь на радио, ТВ или в сети, бас — не просто один бас, а 2-3 партии, крепко сбитые между собой; бочка — эдакий «франкенштейн» из низко-, средне- и даже высокочастотных звуков, а звук, который ты слышишь как один сочный синтезаторный лид, может быть составлен из 3-х или более совершенно различных источников.
Собственно, лееринг (layer с английского переводится как слой) — это компоновка одного богатого тембрально звука из нескольких источников.
Принцип объединения нескольких дорожек может напомнить уже знакомый нам даблтрек, но только на первый взгляд. Даблтреком мы дублируем один источник, а леерингом, наоборот, сводим разные звуки в один
Для чего лееринг используется
В саундпродакшне ничего не делается «просто так». У каждого приёма есть конкретная цель, и лееринг — не исключение. Обычно с его помощью решаются следующие задачи:
- Создание мощной секции ударных. Основа ударных — это бас-бочка и snare (рабочий барабан), поэтому леерятся именно они. Так, для бочки, например, берётся один семпл с ярким щелчком или закрытым хетом, второй семпл с характерным телом и третий семпл — с мощной басовой частью. Для рабочего обычно выбирается основной семпл и семпл, который будет подмешан для яркости или общего уплотнения звука барабана;
- Создание полновесного управляемого баса. В основном бас леерят из саба, низкой части и среднечастотной. Все они играют одну партию, но обрабатываются по-разному: саб в центре микса в mono, низкий бас чуть сатурирован и в стерео, а среднечастотный — широкий и сколь угодно обработанный;
- Создание густых синтезаторных партий. Ничего не мешает к двум-трём осцилляторам любимого синта, слеерить ещё 3-4, по-другому их смодулировав и обработав, а пропускать весь полученный звук через один, скажем, фильтр и дисторшн, верно?
- Создание интересных атмосферных полотен. Это может быть что угодно: пространственный синтезаторный pad или сложная текстура из перемешанных полевых записей — после лееринга это будет крайне интересно восприниматься.
Хорошо, с целями разобрались. Теперь рассмотрим с помощью каких средств реализуется лееринг на практике.
Реализация лееринга в Ableton Live
Я буду говорить про варианты реализации в Ableton Live, но их общие принципы можно перенести в любую DAW, с которой ты работаешь.
Live предоставляет большой выбор инструментов для лееринга, но следует понимать, что при выборе нужно в первую очередь исходить из стоящей перед тобой задачи.
Лееринг аудиодорожек (антипаттерн)
Я несколько раз встречал такой подход: партию синтезатора сохраняют в аудио, затем меняют параметры этого синтезатора, эффектов обработки, снова сохраняют партию в аудио… И так нужное количество раз. Далее полученный аудиоматериал компонуется в группу, обрабатывается и в итоге звук группы сохраняется в общий аудиофайл.
Буду краток — просто забудь этот способ. Да, это тоже лееринг, но совершенно не гибкий, одноразовый его вариант без каких либо преимуществ. Единственное оправдание для использования такого способа вижу лишь в слабом железе компьютера.
Лееринг в мультисемплере
Помнишь я описывал функционал вкладки Zone мультисемплера Sampler Ableton Live?
В силу ряда причин (например, общие фильтры, LFO и обработка всех семплов), лееринг с помощью мультисемплера сложно назвать полноценным. Но в качестве одного из вариантов работы по созданию многомерных текстур его возможностей может быть предостаточно. Рекомендую поэкспериментировать.
Лееринг в Drum Rack
Вот это уже решение по-серьёзнее. Для реализации, допустим, лееринга бочки загружаем в слоты драм-река семплы, из которых будем компоновать нашу супербочку и по-отдельности обрабатываем их. Получилось что-то вроде этого:
Теперь, для того, чтобы все наши компоненты запускались одной midi-ноткой, устанавливаем им всем запуск по C2:
Это позволит нам не захламлять пианоролл и продолжить таким же способом леерить в этом же драмреке, например, snare. А когда звуки бочки и рабочего будут нас полностью устраивать, просто набросать в этот же рек томы, хеты и тарелки.
Лееринг в Instrument Rack
Этот способ очень похож на лееринг в драмреке, но Instrument Rack предоставляет гораздо больше возможностей для гибкого управления, поэтому его целесообразнее использовать для баса и синтезаторных партий.
Не думаю что нужно подробно описывать принцип, скажу лишь, что настройка и автоматизация одного только параметра Chain Selector способна творить настоящие чудеса.
Лееринг с помощью midi-роутинга
Я уже приводил пример роутинга midi-сигналов в Ableton Live, поэтому принцип данного способа тебе тоже должен быть предельно ясен: одним midi-клипом мы посредством маршрутизации можем управлять нужным количеством midi-дорожек. Что размещать в управляемых дорожках — решать только тебе. Это могут быть как стандартные синтезаторы и семплеры Live, так и любые VST-инструменты.
На этом, пожалуй, и остановлюсь. Перечисленных способов более, чем достаточно чтобы сделать звук плотнее и интереснее.
Эй, чувак! А где разжёванные примеры лееринга?
Если ты в числе тех, кто ожидал увидеть разбор конкретных примеров — сорян, дружище, их не будет. Лееринг — не точная наука, здесь нет правил и аксиом.
Экспериментируй!